Лекция для педагогов "Педагогически трудные дети"
Подростки – это уже не дети, но ещё и не взрослые люди. Они считают себя самостоятельными и независимыми и всё больше и больше стараются походить на своих товарищей.
У них сильно развито чувство справедливости, и они склонны к конфликтам и спорам. Поведение подростка непредсказуемо.
Каждому педагогу в своей практике приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все обычные педагогические подходы перестают действовать. Таких детей называют девиантами и акцентуантами. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали.
Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самих себе.
Основной причиной девиантного поведения является понижение уровня самоуважения. Низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности, при этом у одних людей оказываются сломанными преимущественно внутримозговые психические процессы на уровне биохимического обмена веществ, а у других- отношения с окружающим миром. Чувство самоунижения впервые возникает через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встаёт проблема выбора – или продолжить свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растёт.
«Трудных» подростков можно условно разделить на группы.
1)Гипертимики – люди, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений. Они добры, отзывчивы и незлопамятны. Больше всего на свете любят общение с друзьями и всевозможные авантюрные приключения. Не переносят однообразной и монотонной работы. Наказанием для них является ограничение впечатлений и вынужденное одиночество.
Не любят, когда: - существуют ограничения их активности;
- надо выполнить работу по определённым правилам и ограничениям;
- отсутствует свободное и разнообразное общение.
В педагогической работе важно выработать привычку держать в порядке свои вещи, книги и записи. Порядок на столе и в своей комнате – первая задача. Вторая – порядок в чувствах и мыслях наводится при помощи самонаблюдения и регулярного ведения дневника. А также выработать привычку доводить начатое дело до конца.
2)Дистимки – сосредотачиваются на мрачных сторонах действительности, отличаются особой серьёзностью и постоянно угнетённом настроением. Они обидчивы, быстро утомляются от напряжённой работы, часто ищут у себя разного рода болезни. Имеют заниженную оценку в отношении как самого себя, так окружающего его мира. В педагогической работе с ними следует уделять внимание целенаправленному улучшению их здоровья и повышению выносливости.
Не любят, когда: - кто-то критикует их поведение и находит у них недостатки;
- когда окружающие не жалеют их и не оказывают им внимания и поддержки;
- когда долго приходится выполнять трудную и ответственную работу;
- когда приходится менять привычную обстановку и приспосабливаться к новым условиям жизни;
- когда нет рядом человека, на кого можно опереться и кому можно поплакаться в жилетку.
В педагогической работе можно порекомендовать каждый день такому подростку играть какое-то время роль победителя, которому всё удаётся в жизни;
На листе бумаги составить список своих достоинств и поместить его на видном месте. Регулярно читать список и дополнять его новыми признаками.
3)Циклотимики – люди, которые отличаются периодической сменой настроения. То они активны и энергичны, то - вялы и замедленны. В педагогической работе надо идти от их настроения в данный момент. Сложными ситуациями для них являются неожиданные просьбы и поручения, особенно если они противоречат их настроению в данный момент. Сюда же надо отнести трудность отхода от привычного стереотипа деятельности, нарушения привычек. Поэтому надо щадить подростка в момент спада его активности. В это время рекомендуется давать задания, отвлекающие от негативных эмоций. Лучше всего для этого подходит несложная физическая работа в кругу близких друзей.
4)Шизоиды – отличаются замкнутостью, погружённостью в свой собственный мир, малообщительны. В то же время для них характерны хороший теоретический ум, устойчивость интересов, постоянство занятий.
не любят, когда: - кто-то пытается вторгнуться в их внутренний мир;
- надо установить тёплые неформальные контакты с другими;
- им поручают руководить другими;
- нарушаются привычки и стереотипы;
- надо приспосабливаться к работе в коллективе.
В педагогической работе следует избегать прямых попыток вторжения в его внутренний мир и лучше применять тактику косвенного выявления проблем, которые его занимают.
5)Сензитивы – люди, которые отличаются повышенной впечатлительностью и ранимостью. Часто страдают от комплекса вины и неполноценности. Их отличительные черты – робость и застенчивость, избегание шумных игр. Хорошие исполнители и преданные друзья. В работе для них главное не сама работа, а те симпатии, которые завязываются между коллегами.
не любят, когда: - им приходится выступать публично и с кем-то соперничать;
- над ними насмехаются;
- над ними осуществляются постоянный контроль и повышенная опека;
- рядом нет близкого друга, с кем можно было бы поделиться своими переживаниями;
- кто-то о них плохого мнения.
Педработа с таким ребёнком должна быть направлена на повышение его самооценки, осознание им своей чрезмерной мнительности и напрасных опасений, тренировку в принятии самостоятельных решений.Научить подростка в ответ на чью-либо шутку или насмешку не обижаться, а отвечать заранее подготовленным ответом.
6) Эпилептоиды – люди, которые отличаются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, нетерпимостью к малейшим нарушениям порядка и каким бы то ни было возражениям. Очень властолюбивы, любят командовать.
Не любят, когда: - нарушается привычный распорядок их жизни;
- нет возможности проявить свой авторитет и показать свою власть над другими;
- их критикуют и высмеивают. В этом случае они испытывают сильнейший гнев и ярость, выражающиеся в агрессивном нападении на обидчика.
В педагогической работе с такими подростками рекомендуется:
*давать возможность снимать излишнее негативное эмоциональное напряжение через занятия спортом, различные виды физических нагрузок;
* подобрать дело, в котором ребёнок мог бы удовлетворять свою потребность во властвовании и развить природные лидерские качества.
7) Психастеники – подростки, которые отличаются повышенной тревожностью и беспокойством по поводу своей собственной судьбы. Отрицательными чертами этого типа являются нерешительность и постоянные сомнения, робость, покорность, неверие в свои силы.
Не любят, когда приходится: - принимать самостоятельные решения;
- быстро переключаться с одного дела на другое;
- выслушивать критику в свой адрес;
- выступать публично.
При работе с такими подростками рекомендуется в ситуации, когда надо принять не очень важное решение, не начинать раздумывать, а отвести на раздумья 1 минуту и потом действовать. Приняв решение, не отступать от него. Постараться перевести как можно больше дел в разряд не очень принципиальных, не требующих долгих размышлений.
8)Параноики – люди, которых отличает предельная целеустремлённость в достижении какой-либо цели. Лучшего результата достигают, работая в одиночку, а не в группе. Доказывая свою правоту, вступают в конфликт, не замечая его и не реагируя на чувства окружающих.
Не любят, когда: - их подвергают критике;
- приходится подчиняться другим;
- приходится заниматься неинтересным делом.
В общении часто конфликтуют из-за своей нетерпимости и категоричности, подозрительности.
В педработе рекомендуется стиль доброжелательного доверия, совместное обсуждение планов, признание за ними личностной значимости. Предложить подростку смотреть на окружающих с доброжелательной улыбкой. Это повышает самооценку собеседника, в ответ на что и он начинает относиться к подростку более дружелюбно.
9)Истероиды – к ним относятся люди с выраженным стремлением постоянно находиться в центре внимания, демонстрируя окружающим свои таланты, наряды. Для такого подростка другие – средство для личного самоутверждения. Если такой человек слышит в компании, как про кого-то говорят хорошо, а про него забыли, он впадает в раздражение и допускает колкости в адрес того, о ком говорят.
Не любят, когда: - их критикуют и кто-то задевает их самолюбие;
- они сталкиваются с равнодушием окружающих;
- в их жизни отсутствуют яркие впечатления.
В педагогической работе следует преодолевать тенденцию постоянно «тянуть одеяло на себя». Этому помогает знакомство с героями произведений искусства, имеющими аналогичный тип характера, пробуждение интереса и сочувствия к окружающим. Выход эгоцентрических тенденций возможен через участие такого подростка в художественной самодеятельности.
10) Конформный тип – для представителей этого типа свойственно бездумное соглашательство с окружающими. Они стремятся «быть как все», ибо это создаёт ощущение безопасности. Они неважные лидеры, но хорошие исполнители чужих решений.
Не любят, когда: - их отвергает группа, к которой они привязаны;
- осваивается новая деятельность без образцов или лидеров;
В педагогической работе надо создавать условия для проявления самостоятельности и стойкости в отстаивании позиций. Важно также найти для подростка такую группу по интересам, в которой утверждаются общественно значимые ценности и интересы. Это могут быть спортивные секции, кружки по интересам.
11) Неустойчивый – для представителей этого типа свойственны непослушность и непоседливость. Позитивными качествами личности являются общительность, открытость. Негативными – склонность к пустому времяпровождению, болтливость, хвастливость, безответственность, лживость. Таких подростков не привлекают интеллектуальные увлечения, так как они не способны долго сосредотачиваться на каком-либо предмете из-за слабости внимания.
Не любят, когда: - от них требуется жёсткое соблюдение дисциплины;
- их ограничивают в развлечениях;
- надо длительно на чём-либо сосредотачиваться;
- надо принимать какое-то решение и нести за него ответственность.
В педагогической работе требуется постоянное внимание со стороны взрослого. Лучше всего на таких подростков действуют физический труд и занятия спортом, которые дисциплинируют их и дают им эмоциональную разрядку.
12) Астеник – для людей этого типа свойственна повышенная утомляемость и связанная с ней раздражительность. Привлекательными чертами этого типа являются скромность, исполнительность, дружелюбие; негативными – капризность, плаксивость, неуверенность в себе.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации какого-либо напряжения – психического или физического;
- оказываются в ситуации открытого конфликта, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
- смеются над их слабостями и неумелостью;
- находятся в ситуации вынужденного общения с большим количеством людей.
В педагогической работе надо создавать ситуации, в которых можно тренировать их уверенность, твёрдость и смелость. Таковыми обладают ситуации публичного выступления.
13) Лабильный – характерной чертой этого типа является частая смена настроений от малозначимых причин. Положительными чертами этого типа являются общительность, добродушие, преданность в дружбе, искренность и отзывчивость в периоды светлого настроения.Негативными – обидчивость, ослабленный самоконтроль, проявляющийся в раздражительности и склонности к конфликтам в периоды подавленного настроения. Такие подростки труднопредсказуемы в общении, когда в ответ на невинное замечание могут или смехом разразиться, или слезами от обиды. Всё их поведение зависит от настроения, на которое влияют самые незначительные факторы.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации соперничества;
- ущемляется их чувство собственного достоинства;
- нет успеха и общественного признания;
- их критикуют за неправильное поведение.
В педагогической работе следует помнить о необходимости для них постоянной эмоциональной поддержки, укрепления самооценки. Этому способствует установление с таким подростком доверительного контакта.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание трудных подростков
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Повышение уровня культуры общения среди подростков
Медитация. Рекомендации для педагога-психолога
Похожие статьи:
Факторы развития мотивационной сферы подростков
Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»