Автор: Печникова Юлия Сергеевна, педагог-психолог Муниципального казенного учреждения социально-реабилитационного центра «Алые паруса», г. Новокузнецк
Описание материала: В статье анализируются детерминанты мотивации в подростковом возрасте: социальные, физиологические, психологические, культурные и т.д. Данный материал будет полезен для педагогов, педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях и социальной защите. Рассмотрение такого фактора дисгармоничного развития мотивационной сферы подростка как неблагополучие семьи.
Анализ детерминант мотивации в подростковом возрасте имеет важное значение, так как в этом возрасте складывается иерархия мотивов, приобретают устойчивость доминирующие мотивы.
В психологии существует две точки зрения на природу детерминант мотивации: объективистская, в соответствии с которой она детерминируется внешней средой, и субъективистская, согласно которой детерминантами мотивации являются внутренние системы личности. С нашей точки зрения, нецелесообразно рассматривать эти две позиции по принципу «или-или», так как на лицо присутствие обоих моментов. Попытаемся преодолеть односторонность взглядов на природу детерминант мотивации путем эклектического сочетания разных факторов развития мотивации: социальных, физиологических, психологических, культурных и т.д.
Ученые отмечают, что на формирование мотивации в подростковом возрасте огромное значение оказывают физиологические факторы. В подростковом возрасте происходят физиологические перестройки в организме ребенка – половое созревание. Происходит изменение в эндокринной системе. Особенно активно работают гипофиз и щитовидная железа. Идет интенсивный физический рост и физиологическое развитие. Очень интенсивно растет скелет, но отстает мускулатура, поэтому подростки часто сутулятся. Внутренние органы не успевают за ростом скелета, поэтому возникают трудности в работе сердца, легких, кровеносных сосудов. Возникают резкие перепады давления и головокружения. Происходит интенсивный выброс гормонов, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии стресса и сексуального возбуждения. Из-за этого эмоциональный фон неровный. Появляются вторичные половые признаки, т.е. внешние признаки своего пола. Резко повышается интерес к своей внешности и формируется новый образ физического «Я». Все действительные или кажущиеся диспропорции вызывают волнение [5].
Рассмотрим социальные факторы развития мотивационной сферы подростка. В.К. Вилюнас выделяет в качестве детерминант развития мотивации человека воспитательные воздействия, которые исходят из ближайшего окружения: родители, сотрудники образовательных учреждений, все взрослые. Он считает, что «наиболее прямо за формирование определенной мотивационной направленности отвечают школа, средства массовой информации, искусство, общественные организации, правоохранительные органы; фактически от этой функции не освобожден ни один социальный институт или конкретный человек» [1, c.34].
Важнейшим социальным институтом, конечно же, является семья. Это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» – известная педагогическая мудрость. Роль семьи в обществе велика. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связи с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье родители закладывают основы нравственности своему ребенку, формируют нормы поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества своего чада как личности. Существуют и другие среды, влияющие на развитие ребенка – школа, улица и т.д. Но семья несет главенствующую в этом функцию.
Семья и школа – это те два общественных института, без совместных действий которых процесс воспитания юного человека, подготовки его к жизни, к труду, к выполнению функций гражданина нередко оказывается ущербным.
Известный писатель Лев Кассиль писал: «Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается».
Каким именно вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений, а это положение бывает самым различным: нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, ненормальным, когда ребенок изгой и растет как сорная трава [7, с. 67].
Если положение ребенка в семье ненормальное, тогда школа может и должна как-то компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребенок вопреки семейным отношениям вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью [7, с. 68].
Важное влияние на формирование социально-познавательной мотивации подростка оказывает интимно-личностное общение со сверстниками, являющееся ведущей деятельностью данного возрастного периода. В.К. Вилюнас говорит, что подросток в группе своих сверстников и вместе с ними отстаивает некоторое право на самостоятельное, не задаваемое целиком извне мотивационное развитие. Ценности взрослых, литературные образцы, житейские нормы подвергаются в подростковых группах обсуждению, пересмотру и обыгрыванию, и те из них, которые такое испытание выдерживают, становятся «своими», активно отстаиваемыми и распространяемым. Таким образом, считает В.К. Вилюнас, общение подростков носит характер «активного взаимовоспитания и обеспечивает согласованное развитие их мотивационных отношений» [1, с.36].
Верно отмечено А.К. Дусавицким [3], что коллектив класса остается основной референтной группой для сверстников, следовательно, является подлинной воспитательной средой.
В качестве социального фактора развитии мотивации ученые отмечают культуру того общества, в котором живет человек. Различные культуры характеризуются различными видами ценностей, и, стало быть, специфика потребностей человека зависит от его культурной принадлежности. Каждая личность уникальна, как неповторима и каждая культура. Антропологи отрицают даже гипотетическую возможность идентификации ряда человеческих мотивов, важных для представителей всех культур. Как любил говорить американский представитель психологии личности Г. Оллпорт, не существует простых иерархизированных потребностей личности, относимых ко всем людям [6, с. 56].
Фактором дисгармоничного развития мотивационной сферы подростка является неблагополучие семьи. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья», одной из ее особенностей является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование направленности личности, ее мотивов, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений.
Проблему неблагополучных семей и детей, живущих в таких семьях, рассматривает в своих работах В.М. Целуйко. Под неблагополучной семьей автор понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» [8, С. 9].
Семьи с явной формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные), семьи, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков.
Л.С. Выготский отмечает, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят» [2]. В неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей: недостаточная забота, неправильный уход и питание, жестокое обращение (физическое и сексуальное насилие), игнорирование душевного мира и переживаний.
Поскольку у подростка еще не окрепла психика и отсутствует достаточный жизненный опыт – царящая в доме дисгармония приводит к нарушениям в психическом развитии, в частности, в развитии мотивационной сферы [8, С. 20].
А. Н. Елизаров отмечает, что у подростков из неблагополучных семей, наблюдается дисгармоничное развитие социально-познавательной мотивации, что проявляется в постоянной потребности быть вовлеченными в межличностные контакты, направленностью на секс, любовные отношения, погоней за социальным престижем; в равнодушном или пренебрежительном отношение к учебе и труду, деятельность управляется ориентациями на то, чтобы избегнуть отрицательных последствий собственных действий или собственного бездействия [4, 1995].
Таким образом, целесообразно психолого-педагогическое сопровождение подростков из неблагополучных семей.
Литература:
1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека /В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 288 с.
2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956. – 206 с.
3. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности /А.К. Дусавицкий. – М., 1996. – 208 с.
4. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей /А.Н. Елизаров //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. 1995. № 7. С. 93 – 99.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
6. Макклелланд, Д. Мотивация человека /Д. Макклелланд; науч. ред. Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 669 с.
7. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования /Л.М. Фридман. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.
8. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи /В.М. Целуйко. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Психологический тренинг для педагогов
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»