ПАМЯТКА (Учителю, социальному педагогу, психологу, зам.директора по ВР).
КАК РАБОТАТЬ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ (философия дисциплины ).
Чтобы правильно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:
- Распознать истинную цель поступка.
- В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить «выходку».
- Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.
Партнерские отношения с учениками строятся на двух воспитывающих личность правилах:
1.Ученик всегда выбирает поведение, а учитель помогает сделать выбор осознанным.
2.Свобода выбора –это готовность самому отвечать за его последствия.
Из книги «Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми».
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной
атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР) Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция, прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ним согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (нелов-кой).
8. Некоторое члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я ________ ее время из-за чего-нибудь ___сживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Дети "группы риска"
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети
– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение
– это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение
– это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирова-ние отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация
– это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают
три вида антиобщественного поведения
: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Рекомендуем посмотреть:
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Повышение уровня культуры общения среди подростков
Трудный подросток и особенности работы с ним
Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание
Похожие статьи:
Воспитание трудного подростка
Факторы развития мотивационной сферы подростков
Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»