Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Диагностика суицидального поведения подростков

Диагностика суицида.
Я думаю, прежде всего, стоит определиться с тем, какие группы подростков наиболее склонны к суицидальному поведению:
Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой. По данным некоторых источников, 30% подростков, пытавшихся совершит самоубийство единожды, повторяют попытку.
Страдающие алкогольной зависимостью подростки. Это заболевание имеет отношение примерно к 50%: суицидов в среде молодежи. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, предшествуют суициду.
Подростки, страдающие наркотической и/или токсической зависимостью. Наркотики и прочие психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
Подростки, в семьях которых есть самоубийцы.
Физически неполноценные подростки; подростки, страдающие хроническими, смертельными заболеваниями
Психически больные подростки, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями.
Подростки, пережившие тяжелые утраты (смерть родителей, например). Особенно опасны первые полгода. В это время подросток нуждается в неусыпном надзоре.
Далее хотелось бы рассмотреть характерологические особенности потенциальных молодых самоубийц:
Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.
Повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимость от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре «я-она» или «я-он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.
Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию
Зацикленность на собственных неудачах, острое их переживание, общий пессимистический взгляд на будущее
Эгоцентризм; погруженность подростка в себя, сосредоточенность на своем внутреннем мире. Подростки, с нарушением сферы межличностных отношений. «Одиночки», замкнутые и необщительные подростки. Особенно с IQ выше среднего.
Аутоагрессивные подростки - негативное отношение к себе, стремление наносить себе вред и причинять боль
Помимо этих черт можно также добавить результаты исследований знаменитого российского психиатра А.Е. Личко, работавшего с подростками.
Он указывал на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатией. При сложных психогенных ситуациях а.х. могут явиться условием формирования краевых психопатий.. По данным Личко, при демонстративном суицидальном поведении (без истинного намерения убить себя), 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы личности.
Подростки с эмоциональными нарушениями также в некоторой степени могут быть подвержены суициду (особенно импульсивному). Определить наличие или отсутствие эмоциональных нарушений можно по следующим признакам:
Потеря аппетита или же импульсивное расстройство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
Частые жалобы на соматические нарушения (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость)
Необычайно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
Постоянное чувство одиночества, бесполезности вины и грусти
Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи
Погруженность в размышления о смерти
Отсутствие планов на будущее
Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Подростку трудно контролировать свои эмоциональные реакции; случаются немотивированные приступы плача или смеха
Циклические смены настроения: неожиданный переход от повышенного эмоционального фона к подавленности и мрачности.
Однако ко всем вышеперечисленным группам риска не следует относиться как к истине в последней инстанции. Не следует торопиться с выводами. Подросток, попадающий в группу риска, не обязательно склонен к суициду. Необходимо помнить, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Психодиагностика суицидального поведения.
Многие потенциальные самоубийцы обращаются за помощью к психиатрам и в службы психологической поддержки. Специалисты подобных служб и врачи-психиатры владеют рядом методик, которые помогают выяснить, склонен ли человек к суициду и насколько серьезны его намерения. Эти методики - в большинстве случаев комплексные; в них входят опросники, позволяющие определить тип личности пациента, его характер, личностные особенности (тревожность, возбудимость, уровень депрессивного расстройства, и т.д.).
Стандартное обследование подростка включает в себя:
Диагностическое интервью с семейным анамнезом: специалист должен выяснить, случались ли в семье обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, что натолкнуло его на подобные мысли, и т.д.
Тест А.Е. Личко «ПДО». Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, как уже говорилось выше, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.
Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д.
Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д.
На основе такой батареи тестов, к которым, впрочем, могут быть добавлены и другие методики, специалист делает заключение о суицидальных наклонностях обследуемого.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Рекомендации психолога по профилактике суицида среди школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Педагогически трудные дети | Психотерапия лжи
Опубликовано: 2935 дней назад (12 апреля 2016)
Просмотров: 2538
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Оксана Васильевна Муфтахутдинова # 12 апреля 2016 в 21:09 0
Болезненная тема, крайне острая. А если еще добавить крайне слабую стрессоустойчивость наших детей, особенно в период подготовки ЕГЭ и ОГЭ!!! Спасибо за этот материал, думаю он, действительно, будет многим полезен. Мой голос Вам за смелость. Вами озвучена проблема, которую сейчас пытаются "скрасить" на всех уровнях. БРАВО!!!
Ольга Анатольевна Еланина # 13 апреля 2016 в 20:36 0
Оксана Анатольевна, добрый вечер! Тема действительно очень серьезная и болезненная. Жаль что не всегда получается предотвратить страшные последствия. Дети действительно сейчас эмоционально загружены до предела, и наша задача научить их справляться с этой нагрузкой. Антиреклама ЕГЕ в том числе. Спасибо за рекомендации.Голосую.