Рекомендации от педагога-психолога
Рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицидального поведения среди подростков
При проведении тестирования подростков 8 – 11 классов на группы суицидального риска (по Т. Н. Разуваевой) были выявлены следующие особенности. Следующие показатели встречаются у учащихся (результаты даны в %).
Демонстративность, уникальность - 25%
Аффективность - 50%
Несостоятельность, социальный пессимизм - 30%
Слом культурных барьеров - 15%
Максимализм- 40%
Временная перспектива -10%
Антис. фактор - 70%
При аффективных реакциях используются техники глубокого дыхания, составлени ясписка Робинзона, смена иррационального мышления на рациональное.
При демонстративности - посмотреть на себя со стороны, техника глубокого дыхания.
При уникальности, несостоятельности, социальном пессимизме, максимализме, временной перспективе - повышение самооценки - способы снятия нервно - эмоционального перенапряжения, техника глубокого дыхания, повесить смайликов в квартире.
Слом культурных барьеров - определение собственных и жизненных ценностей.
Антис. фактор в норме должен быть.
Рекомендации психолога
Техника обуздания гнева, агрессии
1. Техника глубокого дыхания снимает синдром стресса. 40 секунд выдох, вдох животом. В легкие, медленное поднимание плеч, медленный выдох – опускание плеч , верхней части спины. 3 глубоких вдоха. Выход из гнева.
2. Переключение внимания 8 смайликов в помещении. Проходя улыбнутся.
3. Смена негативного на позитивное. Я должен – я мечтаю.
4. Посмотреть на себя со стороны
5. Движения – ходьба, бег.
6. Прописать или прорисовать свое состояние.
7. Список Робинзона (Зло – добро). Например в классе жарко – зато не простужусь.
8. Смена иррационального мышления на рациональное.
Как ужасно – ничего страшного
Мне этого не вынести – все пройдет.
Техника Решение проблемы
1. посмотреть на свой портрет. Закрыть глаза. И мысленно поменяться головами посмотреть, что с проблемой. Посмотреть на себя со стороны.
2. Поменяться головами. Глубокий вдох и выдох 7 раз
3. Посмотреть на проблему.
Способы снятия нервно – эмоционального напряжения - Визуализация
– методика «Водопад» ( во время принятия душа представить себе, что рядом с вами водопад, который смывает всю негативную энергию, которая накопилась за день. Время проведения 15 минут).
- методика «убежище» - представить, что вы находитесь в таком месте, где никто вас никто не потревожит и вы занимаетесь любимым делом. Время проведения 15 минут).
При сломе культурных барьеров используется тренинг «Определи свои жизненные ценности»
Учащимся предлагается сделать домик с множеством комнат (или нарисовать в виде схемы) с дверьми разных цветов:
1. здоровье (физическое и психическое)
2. интересная работа
3. творчество, красота природы и искусство
4. материально обеспеченная жизнь
5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
6. наличие хороших и верных друзей
7. развлечения, путешествия
8. уверенность в себе, общественное признание свобода
9. счастье других (счастливая семейная жизнь, развитие и совершенствование других людей)
Задается вопрос: «Какого цвета вы сделаете стены и двери у этих комнат?».
Синий – удовлетворенность.
Зеленый – стремление к самоутверждению.
Красный – стремление с помощью силы воли добиться результата.
Желтый – мечты.
Фиолетовый, коричневый, черный, серый – негативизм ( тревожность, стресс, огорчение).
Если рядом зеленый и красный цвета – конфликт.
По цветам можно сделать предположительные выводы:
1. к чему человек стремиться,
2.чего человек достиг,
3.в чем нужно помочь для удовлетворения жизненных ценностей.
Рекомендации предназначены для классных руководителей и учителей - предметников.
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Родителям о подростковом суициде