Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Деловая игра для воспитателей детского сада. Инновационные формы взаимодействия с семьей

Деловая игра для воспитателей «Инновационные формы взаимодействия с семьей»
Цели:
- Расширение профессиональной компетентности воспитателей на основе упражнений по выработке умений использовать инновационные формы взаимодействия при работе с родителями.
- Развитие коммуникативных навыков.
Состав участников игры: ведущий игры, участники малых групп (по 3-4 человек).
Регламентация игры:
Организационный этап (6 мин).
Подготовительный этап(-20 мин).
Основной этап: работа в группах (20-25 мин).
Рефлексивный этап (10 мин)
.
Материалы для игры: ватман(2листа), бланки «Современные формы взаимодействия воспитателей и родителей» (По количеству групп), бланки «Личный опыт» (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран.
Ход деловой игры
1. Организационный этап.
Разминка. Приветствие.
Игровое упражнение «Здравствуй, ты представляешь…»
Ход упражнения: воспитатели обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь…» и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ними и родителями детей группы, или необычный эпизод из своего опыта.
Цель – активизация и сближение группы, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.

Введение в игру.
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях её проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме, предлагает каждому участнику ответить на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребёнка - семья или детский сад?». Каждый участник отвечает на вопрос, попробуем это доказать или опровергнуть.

2. Подготовительный этап.
Рассмотрим первую педагогическую ситуацию 1.
Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия? (Ответ приложение.1)
Выслушать ответы каждой группы, дополнить их. Напомнить педагогам нормативно-правовые и локальные акты ДОУ, регулирующими взаимоотношения педагогов ДОУ и родителей(опираясь на презентацию).

Построение «Пирамиды взаимодействия воспитателя и родителей»
Назначение: определение этапов взаимодействия воспитателя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия воспитателя и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия воспитателя и родителей) и представить полученный результат.
Материалы: карточки с названием этапов взаимодействия воспитателя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогической просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

Ситуация 2.
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло 2 человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем.

Ведущий выслушивает ответы групп, дополняет их и переходит к следующему этапу .

Заполнение бланка «Современные формы взаимодействия с родителями».
Назначение: обращение к опыту воспитателей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?», «Каков результат её использования?». Результат групповой работы представители групп записывают поочерёдно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

Бланк «Современный формы взаимодействия воспитателя и родителей».
Формы взаимодействия с родителями.
Цель, результат.

Просмотр презентации «Взаимодействие воспитателя с семьёй в процессе воспитания ребёнка».
Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия воспитателя и родителей.
Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия воспитателя и родителей, запечатлённых на слайдах презентации.
Инструментарий: экран, проектор, презентация «Взаимодействие воспитателя с семьёй в процессе воспитания ребёнка».

Игра «Давайте поиграем»
Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.
Давайте поиграем: встаньте те, пожалуйста по кругу.
- у кого дочки – вытянуть руки вперед,
- у кого 2 детей - поднять руки вверх,
- у кого сыновья подпрыгнуть,
- кто сегодня пришел в брюках- присесть,
- кто любит мороженое- встать на одну ногу,
- кто любит слушать музыку- поставить руки на пояс,
- кто хочет в отпуск- садитесь на свои места.
Вот видите какая простая игра- а сколько она приносит положительных эмоций.

Игровой тренинг «Решение педагогических ситуаций»
ситуация 3
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра? Как помочь малышу обрести детство?
Коллективное обсуждение решение данной ситуации.

3. Основной этап.
Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания.
Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания, на основе анализа анкетирования родителей. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

Защита проектов.
Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.
Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.

4. Рефлексивный этап.
Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный Опыт»
Формы взаимодействия с родителями:
Всегда часто иногда редко
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк «Личный опыт».
Инструментарий: бланки, ручки.
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?
2. Что хочется изменить в своей работе?
Подведение итогов( получение обратной связи).

Приложение 1
Ситуация 1
Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия?
Необходимо позвонить маме мальчика и узнать причину, по которой она не может прийти сама за ребёнком в детский сад. Если причина веская (например, мать попала в больницу), то необходимо сопроводить детей до дома и убедиться, что младший ребёнок не останется без присмотра. Если же веских причин нет, то педагог должен настоять на том, чтобы мать или любой другой взрослый родственник пришли за ребёнком. Если мать отказывается это сделать и просит всё таки отдать ребёнка несовершеннолетнему, то педагог опять же должен сопроводить детей до дома и в впоследствии сообщить о поступке матери заведующей детского сада. В разговоре с родителями мальчика необходимо руководствоваться Уставом ДОУ. Для предотвращения такого поведения родителей необходимо провести родительское собрание на тему «Ознакомление родителей с нормативными документами».
Ход собрания:
1) Ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, регламентирующей образовательный процесс: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение ДОУ, «Конвенция о правах ребёнка», Устав ДОУ. Для этого используется мультимедийная презентация.
2) Раздать родителям в распечатанном виде выдержки из документации, которые имеют прямое отношение к родителям воспитанников, организации образовательной деятельности, развитию детей.
3) Предложить родителям ответить на вопросы по содержанию документации.
4) Для самостоятельного, более подробного изучения, предложить родителям методическую литературу по данной тематике, ссылки в Интернет-источниках.

Ситуация 2
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло 2 человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем.
Происшедшее можно объяснить в первую очередь тем, что не было непосредственного контакта между педагогом и родителями. Родители (и, возможно, не все) увидели информацию на стенде, и, вероятней всего, восприняли данную информацию как необязательную к исполнению. Скорее всего, воспитатель не проводит работу с родителями в должном объёме. Чтобы в дальнейшем такого не повторилось, необходимо работать с родителями в тесном контакте, осуществлять с ними всевозможные формы работы: родительские собрания, консультации, привлекать родителей к выполнению творческих работ, проводить открытые занятия для родителей, приглашать родителей к участию в утренниках, устраивать экскурсии и походы с детьми и их родителями, и т.п. Если педагог будет реализовывать эти и другие формы работы с родителями и объявлять на субботнике сначала на родительском собрании, а уж потом помещать информацию на стенд, то большее число родителей придут на помощь к детскому саду.

Ситуация 3
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь малышу обрести детство?

1. Надо постараться найти с помощью психолога аргументы в пользу правильного развития ребёнка. Всё должно происходить в своё время, и бывает очень опасно его опережать, особенно в дошкольном возрасте, когда дети познают мир через игру, свободное общение со сверстниками. Если ребёнок не наиграется в дошкольном детстве, то потом могут выплыть очень серьёзные психические проблемы. Именно психолог сможет объяснить родителям все внутренние процессы, которые происходят с их ребёнком, может протестировать его и объяснить родителям результаты проведённых тестов (в том числе и в рисунках малыша, в том, что и как он изображает). Таким образом, вы можете раскрыть все плюсы и минусы подобного воспитания ребёнка, а вот решать уже придётся самим родителям.

2. Родители ведь искренне уверены, что желают ребенку только лучшего. Думаю, что к психологу сами они не пойдут. Может попробовать пойти от противного - начать хвалить родителей, как много времени они уделяют малышу, добавляя каждый раз - как жаль только, что он не высыпается - на занятии лепкой все время зевал; - что-то у него часто стало внимание рассеиваться; - встретили тут бывшего воспитанника, с которым тоже много занимались, ему в школе очень не нравится. В первом классе скучно, перевели во второй, а там ребята старше и не играют с ним, но у вас, надеемся все будет по-другому; - мы замечаем, что он не умеет играть со сверстниками. Вы, наверное, с ним в другие игры играете? В какие? Ведь ведущая деятельность - игра. Нам очень интересно КАК вы слушаете классическую музыку, что малыш представляет в это время? А что он рисует? Покажите позитивное отношение к родителям. Тогда будет легче "достучаться" до них. А ребенку действительно тяжело выполнять все амбициозные родительские планы? Может, ему нравится? И сил на все хватает - и заниматься, и гулять, и с друзьями играть.

Приложение 2
Бланк « Личный Опыт»
Формы взаимодействия с родителями:
Всегда____________________________________________
Часто_____________________________________________
Иногда____________________________________________
Редко_____________________________________________
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?_____________
Какие мысли возникли при заполнении бланка? _______________________________
Что хочется изменить в своей работе с родителями? _____________________________

Приложение 3
Родительская гостиная
Тема: «Путешествие в страну знаний продолжается или мы стали на год взрослее»
План:
1. Организационный момент
Игра – приветствие «Здравствуй и представляешь , что мой вчера учудил»
2. Упражнение «Как мы провели лето»( либо презентация, либо видео с рассказами детей) итоги ремонта, вручение грамот отличившимся.
3. «Ваши дети – наше мнение»( результаты диагностики в общем на начало года, цели и задачи группы)
4. Встреча с логопедом « Особенности подготовки к обучению грамоте детей старшего возраста.
5. Игра – на определение звуков.
6. Выбор родительского комитета ( голосование или жеребьевка)
7. Ознакомление родителей с «колесом обозрения»( на котором каждый месяц размещается план совместной работы с детьми и родителями).
8. Разное.
9. Индивидуальное просвещение родителей.

Приложение 4
Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей,
затруднений в воспитании детей, а также интересов и предложений по улучшению работы группы
1. На основании каких знаний Вы воспитываете ребенка:
а) слушаете передачи по телевидению;
б) на основе рекомендаций педагогов;
в) используете жизненный опыт;
г) читаете педагогическую литературу.
2. Что вас радует в поведении ребенка?
_____________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
_____________________________________________________________
4. Что, по Вашему мнению, вызывает тревожность( если таковая есть) в поведении ребенка?
_____________________________________________________________
5. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными:
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) убеждение;
д) приучение.
6. Какие виды поощрений Вы используете чаще всего:
а) словесная лихорадка;
б) подарки;
в) ласки;
7. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявления вами обиды.
8. В каких формах Вы бы хотели получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
а)на родительских собраниях;
б) на родительских конференциях;
в) на индивид. беседах;
г) на занятиях в игровой форме;
д) другое( назовите)________________________________________
9. Какие темы, вопросы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?__________________________________________________
10. Желаете ли вы участвовать в образовательном процессе в группе?
Да
Нет
11. Каковы ваши пожелания по улучшению работы группы или детского сада в целом?
____________________________________________________________
Презентация на тему: Инновационные формы работы с семьей

Рекомендуем посмотреть:

Деловая игра для воспитателей детского сада Деловая игра для воспитателей детского сада «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра для педагогов в детском саду Деловая игра для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников»
План профессионального развития педагога детского сада | Поделка для осенней выставки в детский сад. Мастер-класс с пошаговыми фото "Осенняя фантазия"
Опубликовано: 1859 дней назад (21 октября 2019)
Просмотров: 5326
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!