Деловая игра для воспитателей. Организация познавательной деятельности в группе и на прогулке
Цель. Повысить значимость организации познавательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в группе и на прогулке.
Задачи. Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: приготовить столы для участников, проектор для просмотра консультаций- презентаций, медали для награждения.
Предварительная работа: раздать педагогам домашнее задание и примерные вопросы для подготовки к игре.
Участники деловой игры.
Ведущий ведет игру, следит за ее ходом, соблюдением регламента.
Мыслители – педагоги всех групп отвечают на вопросы.
Эксперты оценивают ответы мыслителей, учитывая компетентность, быстроту реакции, находчивость, оригинальность, культуру общения.
Пресс-центр. Его задача – осветить ход игры и выпустить фото-газету на сайте д\сада.
Ход игры
Ведущий предлагает сыграть в деловую игру «Познавательная деятельность детей». Она состоит из трех заданий:
1. «Мозговой штурм» (две категории вопросов),
2. «Педагогические консультация», «Игровой сюжет- физкультминутки»,
3.«Домашнее задание- мастер-класс».
Задание 1 «Мозговой штурм"Познавательная деятельность в группе
1. Дать определение понятию познавательная деятельность.
Ответ. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
2.
С какого возраста начинается развитие интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации.
Ответ: с 3 лет у ребенка, активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.
3.
В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии, назовите их?
Ответ: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
4
.Назовите позицию педагога и основные формы взаимодействия с детьми при организации познавательной деятельности.
Ответ. Основные формы взаимодействия : «педагог – дети», «педагог – родители», «родители – дети».
5. Что способствует возникновению познавательного интереса у детей.
Ответ. Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация дает положительный фон для проведения обучения.
6. Перечислите основные формы работы с детьми по познавательной деятельности. Какая форма работы с детьми является ведущей при организации познавательной деятельности.
Ответ. Игра, экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдение, рассматривание, моделирование, решение проблемных задач, конструирование, чтение познавательной литературы, рассказы, беседы, викторины, экскурсия, целевая прогулка, развлечение, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, интегративную деятельность.
7. Через какие игры реализуется познавательная деятельность дошкольников.
Ответ. Сюжетно-ролевые, дидактические, игры с правилами, игры- эксперименты, конструкторские, творческие, подвижные.
8. Расскажите организационную структуру познавательной деятельности.
Ответ. 1 Вводная часть - создание проблемной игровой ситуации, провоцирующей постановку образовательной задачи. Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в косм и т.д.).
2. Основная часть - решение поставленной задачи. Может быть «пошаговое». Решение, т.е дробление основной задачи на ряд более мелких в русле игровой ситуации. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
3. В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.
9. Перечислите педагогические условия развития у детей познавательной активности.
Ответ.1. Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
2. Широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы.
3. Огромная роль играет предметно-развивающиеся среда. (Консультация.)
4. Взаимодействие с родителями. (Консультация.).
10.
Назовите какие пед.технологии можно использовать при организации познавательной деятельности. Ответ. Чтобы познавательная деятельность имела поисковый, интегрированно-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между субъектами образовательного процесса и создавала условия для сотрудничества, следует широко использовать современные развивающие педтехнологии и программы:
- проблемные ситуации;
- проектный метод обучения;
- элементы ТРИЗ-технологии;
- технологии Монтессори ;
- музейную педагогику (мини-музеи и организации выставок- консультация )
- ИКТ;
- «Путешествие по «реке времени»;
- развивающие программы «Школа семи гномов» /Д.Денисова, издательство «Мозаика-Синтез/, различные обучающие программы.
Познавательная деятельность на прогулке
1. Что включает в себя познавательная деятельность на прогулке?
Ответ. Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры с правилами, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа.
2.С учетом каких принципов ведется организация познавательной деятельности на прогулке ( как впрочем и в группе)?
Ответ: принцип интеграции, принцип комплексно-тематического планирования.
3. При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста на что необходимо опираться?
Ответ. На содержание образовательной области «Познавательное развитие»(рабочая программа),в качестве содержания работы в рамках данной области при организации прогулок выделяет следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
4.Основные формы работы на прогулке при организации познавательной деятельности.
Ответ. Сюжетные/ролевые игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, интегративную деятельность, диалоговое общение(вопросы-ответы).
5.Назовите методы и приемы, используемые вами при организации познавательной деятельности на прогулке.
Ответ. Рассказы, беседы, наблюдение в форме фотоохоты, игры с природными материалами. С целью познание свойств природных материалов: «Ты неси, неси река», «Секреты дождевого червя»; игры, направленные на изменение состояния природных материалов: «Дождь идет», «Зимняя клумба»; игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности: «Рисуем следами», «Угощения».эти игры, имеют непосредственное значение в познавательном развитии детей дошкольного возраста при организации прогулки; дидактическая игра «Что это: растение или животное» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нем все, что знают); «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить). Важное место при организации прогулок занимают подвижные игры; использование опытов, например: «Свойства воды» (проведение данного опыта предполагает изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т.д.), Трудовая деятельность. Мы предлагаем воспитателям организовать сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Начать деятельность рекомендуем с предварительной постановки познавательной задачи: «Для чего снег деревьям и кустарникам?», использование художественного слова, загадок, закличек, стихотворений, считалок, сказок, использование всевозможного выносного материала для экспериментальной, продуктивной, физической деятельности.
6. Что может стать итогом прогулки? Ответ: итогом прогулки может быть оформление стенда в групповой комнате например на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки. Полученные знания сначала проговаривают, а потом придают символическое значение (символ, рисунок) и помещают на стенд, или в календарь природы, или это может быть средством продуктивной деятельности (природный материал). Таким образом, прогулка выступает эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие познавательного интереса, любознательности и активности в познании окружающего мира.
7.
Какие игры вы используете на прогулке или в группе на формирование у детей представлений о себе, людях, объектах окружающего мира. Приведите примеры.
Ответ. Разновидности игры детское лото: «Профессии», «Запутанные картинки», «Времена года», «Транспорт», Поезд для зверят, Сад; огород, В лесу, в саду, в огороде(в загадках); Когда это бывает?, Чей листик?, Чей хвост?, Чем питается зверек?,
Ассоциации: что где растет?, Ассоциации: кто где живет?, Логические пары, Логический поезд, Запутанные картинки, Поезд для зверят, По следам знакомых сказок (угадай по силуэту), Подбери противоположности, Чья тень? и др. Игрушки, Сад; огород, Сказочные персонажи, Домашние животные, Дикие звери, Птицы, Ягоды, Цветы, Машины, Продукты питания, Цифра и количество, Умное домино; Мир насекомых; »Места обитания» и др.
8. Игры на формирование представлений о свойствах предметов и объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании). Ответ. Логические пары, « Логический поезд», «Запутанные картинки≫, «Подбери столько же, Геометрические фигуры, Подбери по цвету, Цвет и форма», «Отгадай на ощупь», «Угадай что звучит» и др.
9. В какой форме познавательной деятельности вы формируете первичные представления о малой Родине и Отечестве, об традициях и праздниках?
Ответ. Организация мини-музеев где собраны альбомы с историческими фотографиями, иллюстрациями, предметы быта, макеты русского жилища, подворье, куклы в народных костюмах, дидактические игры «Одень куклу», «Дом».Дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, народные игры, музыкальная деятельность (развлечения, народные праздники). В экскурсионной работе широко применяется вопросно-ответный метод- открытый диалог.
Продуктивная деятельность - как форма закрепления и осмысления материала( рисунок, аппликация, поделка- прием изготовления глиняной посуды, вышивки, вязания) и др.
10. Приведите примеры игр на формирование первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее строения.
Ответ. С помощью разнообразных игр-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр драматизаций, закрепляя знания детей об окружающей действительности. Эффективны в работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры по ознакомлению с растениями и животными типа «Найди дерево по описанию», «От какой ветки детки?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Когда это бывает?», «Почтальон принес посылку», «Угадай что в мешочке», которые проводятся как на занятиях, так и в свободное время.
В процессе ответов на вопросы прослушать консультации – педагогов (задание 2).
Физкультминутка
Физкультминутку провести, под бодрую, энергичную музыку с элементами ритмопластики.
Задание 3 «Мастер-класс» (домашнее задание)
Подготовить и показать элемент одной из форм организации познавательной деятельности детей в группе( на прогулке), используя свой опыт,талант, креативность, новейшие технологии – это может быть игровой прием, этюд, развивающая игра( в том числе авторская), проблемная ситуация, мини- викторина, игровая логическая задача или задание, с использованием приема моделирования, классификации, сериации, ассоциации, применение ИКТ, интересные опыты, подвижные игры использование различных пед. технологий.
В своем показе можно использовать наглядное пособие, дидактический материал, различные атрибуты. Время демонстрации (3-5 мин.)
Ведущий. Организуя познавательную деятельность детей, мы часто сталкиваемся с ситуациями, какое же средство выбрать? Как это сделать и в какой форме, мы сейчас и увидим. Педагоги по очереди демонстрируют домашнее задание.
Просмотрев «Мастер-классы» всех педагогов, эксперты удаляются для подведения итогов.
Игра подошла к концу, время подводить итоги, и ведущий предоставляет слово экспертам, которые проводят анализ игры, награждают лучших педагогов, вручают медали (1,2,3 место).
Ведущий. Мы сегодня говорили о значении и достоинствах познавательной деятельности, об видах, об условиях развития и организации познавательной деятельности. Помните, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним деятельность. Мир познания окружающего мира необходимо открыть ребенку! И это, уважаемые коллеги, у вас хорошо получается!
Литература:
1. Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с.
2. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с.
3. Зубкова, Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Зубкова // Детский сад: теория и практика. -М.: Издательство «Эдисьон Пресс», 2011. -№ 12. -С. 38-41.
4. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.
5. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе А.Г.,. Солнцева О.В и др. «Детство» Примерная образовательная программа дошкольного образования – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Приложение
Критерии оценки участников деловой игры Организация познавательной деятельности в группе (на прогулке)
Ф.И.О. педагога
«Мозговой штурм» (в группе и на прогулке)
«Мастер-класс» (новизна, авторство, оригинальность подачи)
итог сумма баллов
Распределение победителей по количеству набранных баллов -1,2,3-место,
Остальные получают шуточные места: «За быстрый ответ», «За хорошую идею», «Самому веселому игроку» и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Деловая игра для воспитателей детского сада
Деловая игра для воспитателей детского сада «Речевое развитие дошкольников»
Деловая игра для педагогов в детском саду
Деловая игра для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников»