Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получил заряд бодрости и провел это время с радостью и удовольствием.
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобладающими формами проведения – коллективные. Немаловажным фактором является то, что основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Активное участие ребят в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах обогащает их новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки.
Летний период связан и с некоторыми трудностями. Успешность летней работы определяется тем, как подготовлен коллектив к ее проведению. Каким образом организовать подготовительный период? Как спланировать работу летом? Какими досуговыми, игровыми и оздоровительными технологиями вооружить педагогов? В помощь воспитателям рекомендую некоторые возможные мероприятия на лето в детском саду по театрализованной деятельности.
Для всестороннего развития детей театрально-игровая деятельность имеет большое значение. Она развивает художественный вкус, декламационные и творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Планируются театрализованные игры ежедневно в самостоятельной игровой деятельности детей. Однако, для того чтобы дети могли играть самостоятельно, уже в младших группах необходимо уделять особое внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, народные песенки, небольшие занимательные сценки используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Это поможет педагогу подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и повысит эмоциональный тонус малышей, развивая их общительность, стремление принимать активное участие в общих играх и затеях.
Театрализованные игры включают:
*непосредственные действия детей с кукольными персонажами, сюжетными или образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками);
*литературную деятельность (диалоги и монологи от лица персонажей литературных произведений);
*изобразительная деятельность (носит оформительский, пространственно-изобразительский характер, дети при помощи педагога создают декорации, костюмы для персонажей и т. д.);
*музыкальная деятельность (исполнение песенок от лица персонажей, инсценирование, напевание, приплясывание и т. д.) .
Важным моментом в организации театрализованной деятельности является организация предметно – развивающей среды. В группе должен быть создан уголок театрализованной деятельности. В нем собрано множество видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, конусный и другие. Должны быть разложены иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, шары, платочки, шапочки различных персонажей, маски). Кроме того, материал периодически обновляется и дополняется. В младшей группе обязательно должен находиться уголок ряжения.
Летом дети очень любят играть в театрализованные игры на улице. Для таких игр необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна.
Во внутренней части беседки расставить скамейки места для зрителей. Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У входа оборудуется касса.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, интонации, жестам. Через театрализованную деятельность педагог оказывает позитивное влияние на детей. Любимые персонажи становятся образцами для подражания. Композитор Д.Б. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов».
Руководство театрально – игровой деятельностью требует от педагога умения выстроить свою работу системно, подбирать соответствующий материал и содержание, ставить педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей.
Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:
- познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);
- социально-коммуникативное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;
- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
- художественно-эстетическое развитие – приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;
- физическое развитие - согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения.
При организации театрализованной деятельности должны учитываться следующие принципы:
- разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- максимальная активность детей;
- сотрудничество с родителями;
- подбор и упражнений с учетом сочетания движений, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, поэтому необходимо тщательно продумать и подготовить отбор художественной литературы, на основе которых строятся сюжеты.
Воспитатель должен помочь детям в организации театрализованной деятельности, объединить в небольшие творческие группы, подготовить, оформить и проиграть литературное произведение от начала до конца.
Предлагая детям театрализованные игры, педагогу важно предвидеть весь ход деятельности, главное условие – это использование в работе хорошо знакомых детям произведений соответствующих возрасту детей. Целесообразно подбирать небольшие произведения, которые содержат диалоги, где существует конфликт между действующими лицами, сюжет должен быть динамичным .
Подготовка к театрализованным играм требует правильного и четкого руководства педагога, который в ненавязчивой форме предлагает детям поиграть в «сказку», причём сказку выбирают сами, из предложенных воспитателем. Подбираются декорации, музыкальное сопровождение, вид театра. Но главным условием остаётся то, что произведение должно быть хорошо знакомо детям, они должны знать характерные черты персонажей.
Организация театрализованных игр непосредственно связана с работой над выразительностью речи. Воспитатель учит детей управлять силой голоса, тембром, типом речи, соответствующим тому или иному персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. Так же педагог учит детей передавать посредством движения характер литературного героя.
При организации театрально-игровой деятельности особое внимание педагог должен уделять требованиям по охране жизни и здоровья детей (здоровьесберегающие технологии, безопасность атрибутов, декораций) .
Выбирая материал для инсценировок, необходимо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.
В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.
Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.
Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем». В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.
Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.
В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. В свое работе я использую этюды М.И. Чистяковой и Л.М. Шипицыной. В театрализованной игре начинают присуствовать произведения Л. Толстого, И. Крылова, М. Зощенко, Н. Носова. Тексты усложняются, их отличают более глубокий смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.
В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева).
Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, важно привлекать родителей детей группы используя различные методы совместной работы – консультации, приглашение на театрализованные спектакли и участие в них, помощь в изготовлении атрибутов и декораций. Родители, как правило, проявляют большой интерес к театрализованным играм и театру кукол, что способствует сплочению коллектива детей- родителей- воспитателей.
Обращаясь непосредственно с искусством театра каждый день дети учатся быть более терпимыми друг к другу, сдержанными, собранными. Театрализованные игры формируют у детей целеустремлённость, взаимовыручку, собранность, способствуют созданию благоприятной эмоциональной сферы у детей .
На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными:
Во второй младшей группе:
- имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
В средней группе:
- участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшем дошкольном возрасте:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшем возрасте совершенствуем художественно - образные исполнительские умения.
В подготовительном дошкольном возрасте:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Методика работы с детьми второй младшей группы.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку "Лиса, заяц и петух" можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию "Курочка и петушок" и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа ("Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?" и т.д.).
Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
1 этап
" Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
" Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним , веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
2 этап
Распределения ролей:
" Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
" Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка "Теремок"), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
" В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
" После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:
1 этап
- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;
- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;
2 этап
- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.
Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:
" Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
" Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
" После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
" Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым ("Какой твой щенок - весёлый или грустный, как он выглядит?А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?" и т.д.)
Работа над этюдами:
" Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой - цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
" Затем от изобразительного образа переходим к движениям ("А как двигается твой герой или кукла?"). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками.Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
" От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.
" Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации. Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.
Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;
- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.
Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка - игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.
Упражнения
Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- нести тяжёлый ящики или чемодан;
- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.
Упражнения на расслабления мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово "змея";
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что - либо воображаемое и обыгрывать это;
- в виде игры "испорченный телефон" передавать эмоции - злость, радость, грусть и т.п.
Работа над ролью строится следующим образом:
" Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
" Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
" Распределение ролей
" Непосредственная работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.
- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- создание образа с использованием грима.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Кукольный театр.
Работа над спектаклем состоит из двух частей:
1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;
2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.
Педагог должен помнить следующие правила:
" При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
" Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
" Первые две - три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
" Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;
" Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла "говорит", она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

Использованная литература:
1."Играем в театр" для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва "Просвещение" 2004г;
2."Театр для малышей" Генов Г.В, Москва., 1968г;
3."Театрализованные игры в детском саду". Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. Москва, 2000г;
4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990
5.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание.- 1988.-№8.
6.Юрина.Н.Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. - М.,2002.- С.60-89.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар практикум для воспитателей. Театральная деятельность в ДОУ Театрализованное представление по сказке Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшей - подготовит Сценарий театрализованного представления «Как коза избушку построила». Старшая группа Театрализация сказки "Три поросенка" в детском саду в подготовительной группе
Деловая игра для воспитателей детского сада. Конспект | Виды проектов в ДОУ, их классификация и характеристика
Опубликовано: 1875 дней назад (4 ноября 2019)
Просмотров: 3777
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!