Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей в детском саду «Задачи литературного воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Задачи литературного воспитания дошкольников (общие и по возрастам)»

Овладение родным языком – одно из главных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Важную роль в этом играет художественная литература.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачи по ознакомлению детей с детской литературой определены в образовательной области «Речевое развитие»(4).
В процессе работы воспитатель знакомит детей с различными жанрами художественной литературы: потешками, поговорками, загадками, народными и авторскими сказками, стихами, рассказами.
Художественное слово помогает ребёнку понять красоту родной речи,оно учит его эстетическому восприятию мира и одновременно формирует его нравственные представления. Художественная литература раскрывает перед детьми внутренний мир человека. Научившись сопереживать героям книг, дети и к окружающим их людям начинают относиться внимательно.
Помогая детям овладеть языком художественной литературы, педагог выполняет и следующие задачи.
1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Формирование интереса к книгам, фольклору и художественной литературе.
3. Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умения анализировать тексты.
4. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
5. Развитие литературной речи.
6. Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.
В настоящее время чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. В школе у них часто возникают проблемы с написанием сочинений и анализом произведений.
Прежде чем перейти к задачам по ознакомлению детей с художественной литературой по возрастным группам необходимо выделить особенности восприятия литературы на разных этапов дошкольного возраста.
Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.
На основании исследований педагогов и психологов Л.М.Гурович(2) выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.
Младшая группа группа (3-4года).
В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связанос непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки а переживаний и скрытых мотивов поступков они еще не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события(прерывают чтение, бьют изображение и т. п).
Средняя группа (4-5 лет). Дети этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые открытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им еще не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Например, главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» они оценивают положительно, потому что девочка любила своих животных, но не замечают с какой легкостью она меняла своих питомцев на новых(7). Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая больше устойчива и объективна, чем раньше.
Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте дошкольники в какой-то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями. У воспитанников старшей группы появляется сознательное отношение к авторскому слову. Воспринимая литературное произведение в единстве содержания и формы, ребенок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приему.
Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героя: страх, горе, радость. Теперь ребенок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.
Эмоциональное отношение к персонажам перестает быть чисто субъективным и зависит от того, как ребенок оценивает поступки героя, становится более адекватным авторскому замыслу.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В поведении литературного героя дети видят разнообразные поступки, иногда противоречивые, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства(стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков(7). В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.
Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяют определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.
В частности в программе «Детство» чтение художественной литературы выделено в особый раздел образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи по расширению читательских интересов, развитию способности к целостному восприятию художественного текста «в единстве его содержания и формы», организация творческой деятельности на основе литературного текста распределены по возрастам с краткой характеристикой предметного содержания образовательной деятельности.
Задачи образовательной деятельности
Вторая младшая группа. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счёт разных малых форм фольклора.Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, представлять мысленно события и героев. Устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Воспитывать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображённым героям и событиям.Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов(5).
Средняя группа. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Расширять опыт слушания.
Развивать умения воспринимать текст (понимать основное содержание, называть главные характеристики героев, мотивы их поступков).Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов (пересказ, выразительное чтение наизусть, участие в литературных играх и т.д.). Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Старшая группа. Поддерживать у детей интерес к литературе. Обогащать «читательский» опыт детей за счёт произведений более сложных жанров фольклора (былины, бытовые сказки и т.д). Литературной прозы (сказка-повесть), и поэзии (басни, поэтические сказки и др.).Воспитывать способность понимать образность и выразительность языка сказок(5). Развивать первоначальные представления об особенностях литературы о родах(народная, авторская), видах (проза, поэзия).Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.
Подготовительная группа.Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи. Способствовать углублению и дифферециации читательских интересов.
Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложных по содержанию и форме. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста(5).Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения , развивать литературную речь. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах ( народная, авторская), видах (проза, поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности на основе литературных произведений.
Дошкольников тоже можно назвать читателями, считает З.Гриценко– известный исследователь проблем, связанных с приобщением дошкольников к книге. Им доступны такие виды читательской деятельности, как чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание. Все это формируется только в совместной деятельности со взрослым. Ведь сам ребенок читать не может и зависит от того, какие книги и как читают ему взрослые(2).
Книга в детском саду и дома должна стать не только частью предметного мира, окружающего ребенка, ее следует обязательно включать в разнообразную деятельность. Хорошо если эта деятельность становиться праздником совместного чтения с веселыми играми и серьезными разговорами, с рассматриванием иллюстраций и забавными спектаклями.
Надо играть в стихи и сказки, тогда и дети полюбят книгу и чтение.
В современной педагогической теории игра для дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, которая наиболее существенна для развития личности ребенка и в которой полно реализуется его отношения с обществом.
«Чтение как процесс и форма развития, - пишит Гриценко,- должно осознаваться как вид деятельности, сопутствующий основному. Тогда оно сыграет свою роль в становлении личности и не только обогатит игру, но и, передавая опыт жизни, закрепленный в слове, существенно изменит процесс социализации ребенка, обогатит интеллектуально и нравственно»(3).
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков
Источники
1. Алиева Т.И. Как ребенок вопринимает художественную литературу.
// Дошкольное воспитание. 1996г.№2,5.
2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. М:Просвещение, 1992г.
3. ГриценкоЗ. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы // Дошкольное воспитание. 2010. №8.
4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «д/с №21».
6. Миленко В., Колесникова Я., Чернятина. Год литературы //Дошкольное воспитание.2015г.№ 9.
7. Савельева Ю.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы.//Дошкольное воспитание.2015г.№ 7.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155).

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Виды проектов в ДОУ, их классификация и характеристика | Портфолио профессиональных достижений детского сада
Опубликовано: 1827 дней назад (4 ноября 2019)
Просмотров: 2986
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!