Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы воспитателя ДОУ. Реализация психолого-педагогических условий сенсорного развития детей младшей группы

Реализация психолого-педагогических условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Цель: Совершенствование системы сенсорного развития детей в экспериментальной группе младшего дошкольного возраста.
Реализация системы проходила с октября 2015 по апрель 2016 гг, в экспериментальной группе В(вторая младшая группа, возраст детей с 3 до 4 лет.
Задачи:
- использование личностно-ориентированного подхода при работе по сенсорному развитию младших дошкольников;
- создание перспективного плана по сенсорному развитию;
- создание перспективного плана по взаимодействию с родителями по проблеме сенсорного развития;
- организация предметно-пространственной развивающей среды в группе с учетом требований ФГОС.
На основании этого, нами была предложена система игр, направленная на развитие представлений о сенсорных эталонов у детей.

Мы выбрали и решали следующие задачи сенсорного развития ребенка:
- развитие ориентировки детей в различии форм предметов;
- развитие ориентировки детей в различии величины предметов;
- развитие ориентировки в цвете предметов;
- развитие ориентировки в пространстве.

Для решения данных задач мы следовали следующим принципам:
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей.

При подборе дидактических игр мы опирались на методические разработки А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой для детей с интеллектуальными проблемами. Также в системе дидактических игр мы использовали разработки Л. А. Венгера, В. В. Гербовой, З. М. Богуславской, Т.М. Бондаренко, Н.В. Краснощековой для детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации задач формирующего эксперимента, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей 2 младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. Был разработан перспективный план по интеграции сенсорного развития в различные виды детской деятельности, основой которого стали дидактические игры. Он составлен с учетом комплексно-тематического построение образовательного процесса (Приложение 1).

При планировании проведения занятий по развитию сенсорной культуры детей учитывалась методика, соответствующая возрастным задачам программы «Детство», доступность и организованность. Возраст детей в экспериментальной группе от 3-4 лет. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими детьми объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала. Занятия проводятся по подгруппам. Число детей в подгруппе может быть разным от 4до 6человек, в зависимости от возраста и степени обучаемости. На занятиях по сенсорному развитию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Для детей с низким уровнем развития были разработаны маршруты индивидуального развития.

Занятия проводились в игровой форме, они были представлены, как маленькая тайна, волшебство или сказка, путешествие, привлекая тем самым внимание детей и активизируя их познавательный интерес.

Методы и приемы используемые педагогами, при воспитании и обучении детей сенсорной культурой: словесные методы; наглядные методы; игровые методы; практические методы, включают в себя:
1. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей.
2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности—загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).
3. Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.
4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению занятия, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
5. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
6. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез.
9. Тактильно-чувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.
10. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе.

Игровые занятия состоят из нескольких блоков:
1. Музыкально-социальный круг: песенки и потешки, пальчиковые игры и упражнения, упражнения, способствующие развитию движений, двигательных умений и навыков, психологические игры и упражнения и т.д.
2. Интеллектуальный блок включает в себя: - сенсорное развитие (восприятие: цвета,формы, величины и т.д); - формирование математических способностей; - развитие речи; - развитие дифференцированного восприятия
звуков речи.
3. Творческий блок: это индивидуальная и групповая работа с детьми с самым разнообразным материалом: вкладыши, конструкторы.
4. Двигательный блок (физическое развитие): упражнения для развития мелкой и крупной моторики ( физ.минутки).

Основные правила и нормы группы.
1. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего в первую половину дня.
2. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенности детей. Во время занятий дети сидят, стоят или ходят по группе.
3. При упражнениях необходимо фиксировать актуальный на данный момент эмоциональный опыт каждого ребёнка (работать по принципу «здесь и сейчас»).

Основные нормы группы.
• Каждый ребенок может говорить, что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них; получать или уточнять любую информацию.
• Избегать оценочных суждений, исключить из лексикона оскорбления или слова, которые могут унизить личность, достоинство
другого;
• Запрещается физическое насилие.

Права и обязанности участников реализации системы сенсорного развития детей в экспериментальной группе.
Педагог имеет право:
• Показывать свое удовлетворение ребенком;
• Демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
• Позволять ребенку самому решать доступные проблемы;
• Помогать ребенку в развитии его сильных сторон;
• Интересоваться успехами ребенка;
• Помогать ребенку в решении трудных задач;
Обязанности педагога:
• Быть компетентным, профессионально грамотным,
квалифицированным;
• Уметь взаимодействовать с детьми;
• Опираться на сильные стороны каждого ребенка;
• Избегать подчеркивания промахов ребенка;
• Принимать индивидуальность каждого ребенка;
• Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
• Знакомить родителей ребенка с его достижениями.

Основные правила при реализации системы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которых мы придерживались:
1. Каждое занятие планируем один раз в неделю, как итоговое, которое включает в себя все направления работы по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве).
2. Перед проведением занятия, в течении всей текущей недели, работа с детьми ведется по определенной теме во время режимных моментов и при помощи индивидуальных занятий, упражнений и дидактических игр.
3. НОД по сенсорному развитию проводиться с утра, дидактические игры и упражнения в утренние часы (могут быть частью НОД) или после дневного сна.
4. Индивидуальная работа проводится с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития, в форме дидактической игры, постепенно усложняя задания. Например: в игре с геометрическими фигурами.

Вначале детям предлагается составить картинку из геометрических фигур при помощи наложения. Далее усложняя задание и рекомендуя составить картинку, копируя образец. Дети постарше самостоятельно составляют картинку по словесной инструкции. Ребятам, которые справляются со всеми заданиями, предлагается придумать свою картинку из определенного набора геометрических фигур, развивая в детях не только образное видение и знание геометрических фигур, но и фантазию, творчество.

Таким образом, многие игры проводятся полиструктурно, тем самым появляется возможность работать с отдельными детскими группами в одно и тоже время.

В ходе работы по сенсорному развитию детей, ребенок воспринимает окружающие предметы, выделяет отдельные признаки и свойства, далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющие облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление.

Когда же ребенок что-то вкладывает и вынимает, насыпает и высыпает, открывает и закрывает, разбирает предметы на части и из частей собирает одно целое, при этом у него развивается его предметно-манипуляционная деятельность. Все эти действия ребенок усваивает через следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Разные поверхности», «Отгадай на вкус».

Первым этапом в усвоении сенсорных эталонов цвета являлось обучение основным цветам, а уже потом их оттенков. Достигли поставленной цели через занятия и дидактические игры «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», и др. Далее дети учатся различать шесть цветов спектра и их оттенки по светлоте, а также ахроматические цвета (черный, белый и серый), используя следующие игры и занятия: «Помоги куклам найти свой домик», «Посадим бабочек на цветы», «Радуга», «Найди свой домик», «Живое домино» и другие.

В качестве эталонов формы считаются геометрические фигуры. В работе с ознакомлением геометрических фигур детей используется как плоскостные, так и объемные фигуры. Через такие игры, как «Прокати шарик в ворота», «Что лежит в мешочке?», «Размещение вкладышей в гнезда» и другие.

Для индивидуальных занятий и самостоятельных игр использовали следующие игры из серии «Играем и изучаем», «Веселая логика», «Разноцветная карусель», «Цветные прищепки», «Покатаем шарики», «Собери картинку» и другие.

Для знакомства с величиной предметов используются следующие игры: «Собери пирамидку», «Закрой двери в домиках», «Собери лесенку», «Разложи матрешек» и др.

При ознакомлении с ориентировкой в пространстве относительно свого тела (для данной возрастной группы)использовали следующие игры: «Верх-вниз», «Кто выше?», « Слева, как справа», «1,2,3.-в правую руку бери!».

Учитывая в своей работе быструю утомляемость детей их легко возникающий и легко пропадающий интерес к различным предметам, некоторые дидактические игры проводятся с элементами подвижных игр, пальчиковых игр, логоритмических упражнений, иногда группируя их в одно целое, развивая сюжет, создание проблемной ситуации.

Чтобы деятельность имела поисковый, интегрировано-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между педагогом и ребенком, создавала условия для сотрудничества, воспитатель экспериментальной группы широко используют современные развивающие педтехнологии и программы:
проектный метод обучения; элементы ТРИЗ-технологии; технологии Монтессори; пальчиковые игры; нетрадиционные технологии изобразительной деятельности; мультимедиа технологии; развивающие программы «Школа семи гномов» /Д.Денисова, издательство «Мозаика-Синтез/, «Музыка с мамой» Железновых, обучающие программы «Уроки тётушки Совы», «Арифметика-малышка».

Одним из условий для осуществления поставленных задач по сенсорному развитию детей, является организация предметно - развивающего пространства в экспериментальной группе.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО

развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Непременным построением развивающей среды в группе является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия, то есть взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель: содействовать становлению ребёнка как личности.

Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в экспериментальной группе базировалась на следующих принципах: содержательно - насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность.

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания сенсорного развития(познавательное развитие), могут используются и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструированию, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС педагоги в экспериментальной группе соблюдают принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов (пособий сделанных своими руками «Сенсомоторная доска», «Сенсорное панно», различные игры из бросового материала).

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности пространство группы поделено на модули. Они трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей могут меняться, дополняться и объединяться. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО, а содержание развивающей предметно-игровой среды в экспериментальной группе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста представлено в соответствии ФГОС ДО (приложении 2).

Одним из психолого-педагогических условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества ДОО и семьи, так, как родители являются активными участниками образовательного процесса. Исходя из результатов анкетирования был разработан перспективный план по ознакомлению родителей с содержанием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (приложение 3). Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, индивидуальные беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов. А также с помощью родителей была организована и пополнена предметно-пространственная среда в группе.
Скачать Перспективный план по сенсорному развитию детей в игровой деятельности

Рекомендуем посмотреть:

Совместная деятельность с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вто Конспект НОД во второй младшей группе. Путешествие Колобка Возрастные особенности детей второй младшей группы от 3 до 4 лет кратко Журнал индивидуальной работы с воспитанниками детского сада в младшей группе
Поделка для осенней выставки в детский сад. Мастер-класс с пошаговыми фото "Осенняя фантазия" | Организация и использование труда и наблюдений в познавательном развитии детей старшей группы летом
Опубликовано: 701 день назад (27 октября 2019)
Просмотров: 485
Рубрика: Опыт работы
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!