Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация и использование труда и наблюдений в познавательном развитии детей старшей группы летом

Организация и использование труда и наблюдений в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в летних условиях, посредством проектной деятельности (из опыта работы, с методическими рекомендациями)

"Бедное дитя, если оно выросло
не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется
той полнотой и свежестью,
к которой способна душа человеческая.»
К.Д. Ушинский

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получил заряд бодрости и провел это время с пользой и удовольствием.
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОО. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, но как быть с формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности?
Немаловажным фактором является то, что основную часть времени дети проводят на свежем воздухе, летний период связан и с некоторыми трудностями. Успешность летней работы определяется тем, как подготовлен коллектив к ее проведению. Каким образом организовать совместную деятельность, как спланировать работу летом? Какими, игровыми и развивающимися технологиями вооружить педагогов? В помощь воспитателям рекомендую некоторые возможные мероприятия на лето в детском саду по организации труда и наблюдений.
Труд и наблюдение можно рассматривать в разных видах деятельности: как структурные элементы прогулки; как метод экологического воспитания дошкольников, как часть опытно-экспериментальной деятельности, как часть проектной деятельности. Более подробно рассмотрим последний аспект.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребенка объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта.

Наблюдение может быть и повторяющимся, когда ребенок созерцает то, что ему нравиться, что вошло в круг его интересов (например дети очень любят наблюдать за насекомыми, могут это делать каждый день). В данном случае дети не только получают эмоциональное или эстетическое удовлетворение, но и обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее нюансы, детали и пр.
Наблюдение обогащает представления ребенка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации, способствует совершенствованию познавательных психических процессов(восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), обогащению словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы. “Всё, что есть в речи логического, - писал К.Д. Ушинский, - проистекает из наблюдений человека над природой”, а сама логика “...не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы”.
Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, реализовать это возможно через труд в природе.
Труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Кроме того, в процессе трудовых действий раз-виваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, вы-носливость, совершенствуются разнообразные движения. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.
Таким образом, труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Воспитатель должен помочь детям в организации трудовой деятельности, объединить в небольшие творческие группы, подготовить инвентарь, показать действия собственным примером от начала до конца.
Используя наблюдения и труд в познавательном развитии детей можно решать комплекс взаимосвязанных задач:
- познавательное развитие – формирование познавательных действий, связей межу явлениями и предметами, овладение синтезом и анализом, развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира, творческой активности, воображения;
формирование экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы;
знакомство с особенностями труда в природе, труда в летний период на огороде;
- социально-коммуникативное развитие – формирование навыков культуры общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности разрешения проблемных ситуаций, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; ознакомление с историей и культурными ценностями России; формирование интереса к ознакомлению с родным краем (Урал, Челябинская область, г. Еманжелинск, пос. Красногорский), его географией, историей и культурой;
формирование качеств социальной зрелости личности ребёнка: усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, чувства принадлежности к своей семье, знание национальных традиций, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
-художественно-эстетическое развитие – приобщение к природе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа в изобразительной, продуктивной деятельности, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;
- физическое развитие – укрепление мышц, развитие силы, ловкости, выносливости, согласование действий и речи, умение воплощать в движении настроение наблюдаемого объекта, характер и процесс развития природного образа, выразительность исполнения.
Немного о методике проведения наблюдений
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, знакомит с разнообразием деревьев на территории детского сада, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.
Существуют некоторые общие требования к проведению наблюдений
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения.
Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.
Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько дней. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.
Для детей первой и второй младших групп в основном проводятся кратковременные наблюдения, организованные для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети учатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.
Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.
Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.
Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.
Систему труда и наблюдений в летних условиях можно реализовать через проектную деятельность. В зависимости от цели, содержания и задач проекта, наблюдения могут быть индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.
Организуя различные наблюдения в процессе проектной работы, необходимо учитывать следующие особенности.
На этапе предпроекта чётко сформулировать перед детьми общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. В начале проекта дети обмениваются знаниями по теме, интересами, вопросами, обсуждают возникшие идеи и делятся уже имеющимся опытом. Викторина проводится для повышения интереса учащихся к заданной теме. Здесь же ставится общая цель, например: “Смог бы мир существовать без птиц?”.
Затем общая цель конкретизируется, например: “ Птицы родного края?”, “Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?”, “Какие птицы зимуют в наших краях?”, “Как они приспосабливаются к климату нашего края?”, “Нужно ли заботиться о птицах?”, “Какую помощь они от нас ждут?”. Детей педагог делит на творческие группы с учетом индивидуальных особенностей детей, выбирают подтему проекта, используя технологию сотрудничества детей и взрослых.
Например: творческая группа из трех человек, объединена названием птицы «Воробей», первый ребенок в каждой подгруппе есть «ученый-орнитолог», второй-«знаток-спасатель» и третий ребенок- «Творец». Таким образом, все дети группы разделены на подгруппы, у каждой из которых свое название (ворона, кукушка, сова, и пр.)
Этапы планирования работы над проектом.
На этом этапе необходимо наметить план и способы наблюдения. Участники проектных групп получают задание: «ученые- орнитологи» их задача выяснить и описать внешний вид своей птицы, - «знаток-спасатель»- выясняет интересные факты об этой птице, повадки, особенности строения, питания или историю названия птицы, «Творец» – учитывая внешний вид строение и интересные факты организует игры или рисунок, поделку стихи, пословицы, поговорки о воробье, всех троих связывает не только название, но и наблюдение за этой птицей в природе.
Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Например, группа «ученые - орнитологи»:
• понаблюдайте, каких из птиц нашего участка вы знаете;
• опишите их внешний вид;
• что у них общего
группа “знатоки-спасатели”:
• понаблюдайте, какие птицы нашего края прилетают к нам на территорию детского сада;
• что клюют;
• в какое время суток;
группа «Творцы»:
• назовите каких птиц вы видели сегодня на нашем участке;
• посчитайте их;
• игра-имитация «угадай птицу по пению»
По месту проведения наблюдения выделяем:
• Проект “Птицы нашего края ” дети наблюдали за птицами на участке д/с, в парке, на площади, в лесу и дома с родителями .
• А в проекте “Зеленая аптека ” наблюдали за ростом и развитием растений как в условиях, специально созданных человеком, так и за ростом растений на поляне д/с.
Определяем временные рамки, ограничивающие этапы работы- длительность проекта не менее недели.
Работая над проектом главная задача педагога охватить всех детей группы, включить каждого ребенка в работу, наблюдение проводятся по подгруппам, а также индивидуально.
Опыт показывает, что уже в среднем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают значительный комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекатель-ной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). (с.267) Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Аналитическим этапом была продуктивная деятельность, которая была предложена детям во время наблюдения. Ежедневно, мы с детьми в календаре природы значками определенного цвета изображали птиц увиденных на территории д/с. Чтобы удобнее было наблюдать за птицами, мы взяли с собой на прогулку три бинокля( как дополнительный стимул).
Мы вели наблюдения с понедельника по пятницу.
Больше всего птиц прилетало в утренний отрезок времени, данные наблюдений приведены в таблице результаты наблюдений....
Из своих наблюдений мы сделали вывод:
Чаще всего птиц можно увидеть в утренний отрезок времени, место обитания в основном деревья, крыши домов, в зависимости от особенностей птиц, питаются насекомыми и плодами деревьев, например, трясогузки находят корм на земле, воробьи редко летают по одному, на высокой ели свили себе гнездо горлицы. Наибольшее количество птиц обитает на заднем дворе, подальше от детских криков, наверно птицы, как и другие животные любят тишину, сторонятся шум, людей.
Значит, наша гипотеза подтверждается, что многообразие видов птиц нашего края можно увидеть на небольшой территории детского сада, наша задача ухаживать за деревьями, постоянно подкармливать птиц зимой, помочь им пережить трудный период года, весной строить скворечники, не мешать, не разорять гнезда. Для подкормки птиц зимой, можно собирать семена акации, крылатки ясеня, клена, плоды рябины, помогая сохранять численность птиц.
Кроме непосредственного рассматривания и наблюдения за птицами, для привлечения детей к наблюдению использовала художественное слово, поговорки, пословицы, загадки чтение художественных произведений, дидактические и речевые игры «Опиши, а мы отгадаем», «Найди по описанию», «Отгадай по звуку», «Какие звуки издают разные птицы», и др..
На этапе обобщения у нас прошел конкурс знатоков «Птицы родного края» в виде презентаций творческих групп, на данном этапе без поддержки родителей мы не обошлись. Главные задачи, которые мы поставили перед родителями нашей группы: поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию образовательной деятельности в детском саду, и конечно же, быть во всем примером. Данный подход мы реализуем через совместные проекты:«Мы – друзья природы», «Птицы родного края», «Растения наши друзья» и др. Нами были проведены совместные акции «Сделаем наш участок собственными руками», «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора на участке), «Мы – друзья природы» (конкурс экологического плаката) и другие. Родители охотно участвуют в экологических конкурсах: «Выставка даров природы в группе», «Наши любимые животные», «Как я провел лето» и др., все это способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

На конкурсе знатоков мы с детьми совершили виртуальную экскурсию в «Мир птиц нашего края», подгруппы детей защитили свои мини-проекты( наши дети только учатся это делать, для некоторых это совсем не легко), обсуждение полученного опыта происходило с применением совместных игр, заданий, всем было весело и интересно. В результате были подведены итоги, выявлена степень освоения материала, а победителей конкурса знатоков ждал сюрприз в виде наблюдения и запуска голубей в небо. Оформлена выставка проектов, и фото отчет о проделанной работе.
Проектная деятельность в летний период может включать в себя такую форму педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом на участке детского сада или явлением природы. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение..
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время и делает работу с детьми разнообразной. Когда, если не летом это реализовать.
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений в рамках проекта «Что мы знаем о цветах» за цветами на клумбе (безотносительно возраста дошкольников).

Наблюдение 1. Что растет на клумбе? Цель. Познакомить с растениями на клумбе, сообщить их название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия разнообразия цветов в природе, желание наблюдать за ними. Высадить рассаду на клумбу. Уход за молодыми побегами.
Наблюдение 2. В каких условиях растут цветы? Цель. Закрепить у детей знания о необходимых условиях для роста растений на примере цветов на клумбе. Ответить на вопросы: Для чего нужны растениям: земля, вода (полив); солнце, воздух. Уход за растениями (рыхление, прополка, полив)
Наблюдение 3.Из чего состоит растение? Цель. Познакомить детей с частями растения: корень, стебель, листья, цветок, плод, семена. Помочь определить самостоятельно части растения, разделив детей на подгруппы. У каждой подгруппы свой цветок.
Наблюдение 4. Цветы живые - о них надо заботиться? Цель. Показать, что цветы живые не могут жить (без воды, солнца, земли и пр.) без одного из условий цветы будут, болеть, могут погибнуть. Провести опыт «Цветок без воды, света». Как мы можем заботиться о цветах: поливать, убирать сорняки, рыхлить, подкармливать и пр..Труд на клумбе.

Наблюдение 5. Какой цветок цветет?Цель. Учить наблюдать за цветением разных растений. Находить сходства и отличия, почему все цветы разные. Поможем цветку распуститься, польем, избавим от сорняков.
Наблюдение 6.Как появляются семена? Цель. Знакомить с особенностями появлениям семян у разных растений, учить наблюдать за ее проявлениями. Когда появляются семена, как они выглядят, в какое время их собирают. Чем мы можем помочь?

Наблюдение 7.Как растения готовятся к зиме. Цель. Продолжать учить, на примере цветов на клумбе замечать красоту природы – замечать изменения с приходом низких температур. Собирание семян у поздних цветов, обрезка стеблей, подготовка растений к зиме: некоторые корни цветов выкапывают на зиму(георгины, гладиолусы), некоторые укрывают на зиму (корни цветов розы), чтобы зимой они не вымерзли.
Таким образом, в проекте « Что мы знаем о цветах», приведенный цикл наблюдений охватывает разные стороны жизни цветов на клумбе. В нем представлены жизнь в привычной среде и функциональная приспособленность к ней. В цикле показана средобразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни цветов, а это ни что иное, как труд в природе. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 5-7 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-3 летних месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с представителями декоративных растений, способствует развитию у них интереса к данному объекту природы. В то же время хорошо прослеживается взаимосвязь труда и наблюдений в данной форме работы.
Некую схожесть с циклами наблюдений имеет недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе.

Наблюдение с использованием опытов могут применяться в экспериментальных проектах. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами "живой и неживой природы. Опыты позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через них можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания.
На участке детского сада можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно знакомиться с их свойствами. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по познавательному развитию детей при организации труда и наблюдений в летних условиях, является реализация комплексного подхода через проектную деятельность. В результате которой, происходит создание среды, для обогащения и расширения познавательных знаний у детей, в которой взрослые личным при-мером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в летний период можно увидеть в приложении.
Литература
1. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации по курсу «Исследовательская и проектная деятельность школьников». – М.: Издательский дом Паганель, 2013 г.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.,. Солнцева О.В. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с.
3. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса ДОУ по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-метод.пособие «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 272с.
4. Николаева Н.С. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
5.Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, 21 ноября 2015 г. – М.: Издательский дом Паганель, 2015. – 299 с. 1 CD ROM.
Приложение
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации труда и наблюдений в летних условиях посредством проектной деятельности
Скачать Организация и использование труда и наблюдений в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в летних условиях, посредством проектной деятельности

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игровой обучающей ситуации в детском саду. Старшая группа Тема «Посуда». Рекомендации для родителей. Старшая группа Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной исследователь Утренний круг в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Тематическая неделя «Насекомые» в старшей группе по ФГОС

Сюрпризные моменты на занятиях в детском саду в старшей группе

Опыт работы воспитателя ДОУ. Реализация психолого-педагогических условий сенсорного развития детей младшей группы | Конспект НОД с элементами экспериментирования в детском саду в 1 младшей группе
Опубликовано: 1641 день назад (29 октября 2019)
Просмотров: 1353
Рубрика: Опыт работы
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!