Познавательное развитие старших дошкольников в процессе самостоятельной исследовательской деятельности
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.
В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело — научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Более того, многие психологи и педагоги, в особенности работающие с одаренными детьми, отмечают важность исследовательского поведения в плане когнитивного развития и прежде всего саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н.С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. «Детская любознательность, — отмечает Н.С.Лейтес, — если её удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей» [Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. с. 252].
И напротив, как отмечают в своей книге другие исследователи - И.С.Ротенберг и С.М.Бондаренко: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются» [Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. М., 1989. С. 25].
С точки зрения образования не менее важно и другое, тесно связанное с этим обстоятельством наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности. Это легко объяснимо — потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Однако при этом и педагоги, и родители, и общество считают себя вправе ограничивать исследовательскую активность ребенка. Для этого придумано много специальных методов и приемов, создано множество средств, которые варьируют в зависимости от разных факторов: возраста, особенностей ситуации, предметного содержания деятельности и др. Для малышей - это «игровые манежи» (куда бы не пополз, везде решетка) и многочисленные запреты («не лезь», «не тронь», «отстань» и др.).
Для младших школьников - это чаще всего невнимание к их вопросам («тебе рано об этом знать», «любопытной Варваре…» и т.п.). Для подростков - это подчеркнуто пренебрежительное отношение к их собственным выводам и умозаключениям, сделанным ими на основе собственного опыта: наблюдений и экспериментов.
Мы, педагоги детского сада, в своей работе учитываем особенность исследовательского обучения - активизацию учебной работы детей, которая носит исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передаем учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Целью нашей работы является обучение детей методам и приемам самостоятельной поисковой деятельности.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1) создание развивающей предметной среды для проведения исследований в ходе специально организованной и самостоятельной деятельности детей;
2) развитие у детей исследовательских умений и навыков с помощью серии специально подобранных упражнений;
3) развитие у детей навыков межличностного общения с помощью специально подобранных игр и упражнений, совместного решения проблемных ситуаций;
4) ознакомление детей с алгоритмом проведения исследований.
Для решения поставленных задач мы взяли за основу программу, предложенную доктором психологических и педагогических наук, профессором кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, автора научных и научно-популярных работ по проблемам психологии одаренности, по развитию и обучению талантливых детей, автора методик развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их исследовательских способностей, а также автора программы и председателя жюри Всероссийского конкурса «Я - исследователь» Александра Ильича Савенкова.
Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает
три относительно самостоятельных подпрограммы:
1. Подпрограмма — «тренинг»
Данная подпрограмма включает занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
К ним относятся знания, умения и навыки:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить собственные мини-доклады;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Чтобы дети смогли приобрести эти необходимые знания, умения и навыки в свободной деятельности мы активно используем упражнения, направленные на умение видеть проблемы («Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета»); на умение выдвигать гипотезы («Давайте вместе подумаем, почему.....? или как.....?» , «Назови самые правдоподобные причины событий», «Назови самые фантастические причины событий», « При каких условиях предмет будет полезным?» и др.); на умение задавать вопросы («Исправление ошибок», «Угадай, о чем спросили?»); на умение давать определение понятиям ( используем приемы сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, загадки как определения понятий, игра «Трудные слова»); на умение классифицировать; на умение наблюдать (упражнения на развитие внимания и наблюдательности); на умение анализировать, выделять главное и второстепенное; учимся проводить эксперимент (мысленный эксперимент и эксперименты с реальными объектами); учимся делать выводы и умозаключения [Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. //Лекции 5-8. М., 2007, с. 66].
2. Подпрограмма — «детская исследовательская практика»
Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстраиваем так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.
3. Подпрограмма — «мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий.
Постепенно каждый ребенок понимает, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого мы стимулируем детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование мы завершаем мини-докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог принимает участие в обсуждении.
В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста целесообразно проведение фестивалей детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в систему мониторинга детской учебно-исследовательской практики, но требуют деликатного отношения. Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.
Мы применяем детские исследования в различных образовательных областях: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие. С успехом дети проводят самостоятельные исследования в рамках экологического воспитания и ознакомления с окружающим миром ( исследования на тему « Вода вокруг нас», «Воздух -невидимка», «Тайны песка», «Картофель- вред и польза», «Мир аквариума», «Что такое витамины?» «Секреты хомяка», «Куклы разных народов», «Мир авто», и др.)
Проводимая нами работа дает положительные результаты: у детей формируется поисковая активность, желание узнавать все больше, учение идет с увлечением, не превращаясь в повинность; дети готовы познавать и открыты для новых знаний, и, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте, через самостоятельное исследование у детей формируется, так необходимая к началу школьного обучения, учебная мотивация.
Библиографический список
1. Венгре Л.А. Формирование познавательной способности в дошкольном возрасте.// Хрестоматия по детской психологии. - М.:1996
2.Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.
3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
4.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
5.Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
6.Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
7. «Дошкольное образование» №7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игровой обучающей ситуации в детском саду. Старшая группа
Тема «Посуда». Рекомендации для родителей. Старшая группа
Организация и использование труда и наблюдений в познавательном развитии детей старшей группы летом
Утренний круг в детском саду. Старшая группа
Похожие статьи:
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой
Тематическая неделя «Насекомые» в старшей группе по ФГОС
Сюрпризные моменты на занятиях в детском саду в старшей группе