Из опыта работы педагога-психолога детского сада. Мастер-класс "Возможности песочной терапии в работе педагогов"
Аннотация: данный мастер-класс рассчитан на педагогов дополнительного образования, но может быть использован для воспитателей и учителей (с незначительной корректировкой). С его помощью педагоги ознакомятся с возможностями песочной терапии. И, как результат, смогут пополнить свою профессиональную деятельность новым методом.
Возможности песочной терапии в работе педагогов
Цель: ознакомить педагогов с возможностями использования песочной терапии в своей профессиональной деятельности
Задачи:
Ознакомить с преимуществами песочной терапии;
Продемонстрировать формы песочной терапии;
Предоставить возможность опробовать предлагаемые игры.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг
Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? Представьте ...
Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...
Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой. Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки? Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.
Немного хочу рассказать, почему я выбрала песочную терапию как основной инструмент в своей работе.
Во-первых, она универсальна:
- Используется в работе с людьми всех возрастов
- Практически не имеет противопоказаний, за исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов.
- А так же с помощью песочной терапии можно работать со всеми психологическими проблемами (от развития мелкой моторики до проблемы поиска смысла жизни)
- Её можно использовать как терапию, так и как диагностику
Во-вторых, она работает непосредственно с бессознательным, минуя блоки сознания. Что очень актуально в работе с нашими детьми, у которых сознание нарушено.
В-третьих, она проста в реализации и привлекательна для детей.
Начнем работу со знакомства с кинетическим песком, его ещё называют «Живым».
Игры с кинетическим песком:
Пронести мимо каждого и дать возможность отщипнуть по кусочку кинетического песка.
ПомнИте, потрогайте песок. Состоит он из кварцевого песка, пластификатора и красителя.
Сейчас предлагаю психологическое упражнение на управление своим гневом. В принципе, его каждый может использовать при необходимости, как для себя, так и для создания положительного климата на своем занятии.
Называется
«Победитель злости»
Лепим шар, «В этом шаре живет твоя злость», создай ей лицо. Мысленно посели свои негативные чувства в этот шар. А теперь разрушь шар, произнося заклинание «Прогоняю злость, приглашаю радость». Теперь разровняй поверхность песка и оставь на ней отпечатки своих ладоней.
«Солнечная система»
А теперь, каждый из своего кусочка слепите планету в нашу солнечную систему. Последний располагает планеты по увеличению.
Данное упражнение можно использовать для сплочения, для развития мелкой моторики, а так же для формирования понятий больше - меньше.
Конкурс на самый высокий снеговик
А сейчас, организатор проведет конкурс на самый высокий снеговик (организатору предлагается выбрать кто будет участвовать в конкурсе). У кого получится самый высокий снеговик (и не развалится) тот победитель.
Педагог ИЗО научит изображать человечка из геометрических фигур (с помощью формочек создаются фигуры и собираются в человечка).
Инструктору по физической культуре предлагаю провести физзарядку для рук с помощью
Космического лабиринта- построить с помощью кинетического песка лабиринт на подносе.
Педагог СБО продемонстрирует, с помощью кинетического песка, как нужно стряпать
рулет и как его правильно нарезать.
Также, на кинетическом песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки.
Отгадай, где чей отпечаток? Такое упражнение развивает внимание, наблюдательность.
«Создай свое настроение»
С помощью представленных материалов, слепи свое настроение.
Такое упражнение позволяет осознать свое настроение и скорректировать его.
Упражнений с кинетическим песком, думаю, будет достаточно. Переходим к работе с классической песочницей.
Игры в классической песочнице
Сейчас мы попробуем игры на развитие диафрагмального дыхания с использованием классической песочницы, их может использовать логопед (приглашается логопед)
Условие: Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот «шариком». Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувается песок - открывается изображение.
«Озеро»
Следуя правилам дыхания, через нос набираем воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке, чтобы открылось голубое дно.
Следующее занятие будет групповым. (стоим полукругом у песочницы)
Предлагаю каждому выбрать для себя одну - две фигурки из коллекции.
Все выбрали? Сейчас по очереди подходим к песочнице, подготавливаем место для своих фигур, устанавливаем, и сочиняем совместную сказку. Первый начинает, остальные продолжают, последний придумывает интересное завершение. Такое упражнение направлено на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального климата.
Всем спасибо! Теперь переходим к работе с песочным планшетом.
На нем можно рисовать 2-мя способами (рисовать на засыпанном столе и насыпать на очищенный стол) Второй вариант чуть сложнее, но нравится мне больше.
Желающий для демонстрации первой игры.
Игры на песочном планшете
Игра на развитие межполушарного взаимодействия и запоминания основных геометрических фигур
Очертить середину вертикальной линией. Рисовать указательными пальцами обеих рук одновременно.
1. Рисуем круг (параллельно, на встречу, друг от друга).
2. Рисуем треугольник (параллельно, на встречу, друг от друга).
3. Рисуем квадрат (параллельно, на встречу, друг от друга).
Таким же образом можно изучать цифры на песке.
Сейчас я продемонстрирую рисование дерева, затем желающий повторит.
Рисунок дерева
Теперь рисунок корабля с помощью карточек. (Показываю - повторяют)
А сейчас групповая работа. По очереди рисуем совместную картину. Каждый добавляет что-то своё.
Отличная картина получилась!
Думаю вы успели ощутить на себе, что работа с песком увлекает, завораживает, развивает мелкую моторику, развивает воображение и активизирует творческий потенциал.
Всем спасибо за участие!
А теперь, хотелось бы узнать ваше мнение о нашей встрече. (Раздаются листы рефлексии)
Рефлексия
Оцените психологический климат (плохо-1, отлично-5) 1 2 3 4 5
Оцените работу ведущего 1 2 3 4 5
Узнали ли Вы что-то полезное для себя? Да Нет
Какое упражнение Вам понравилось больше всего?___________________________
Какое упражнение Вам понравилось меньше всего?___________________________
Заинтересовала ли Вас песочная терапия? Да Нет
Источники:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10»
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов