Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Доклад "Способность и одаренность в младшем школьном возрасте"
Говоря о настоящем, мы не можем не думать и о будущем. А само будущее страны – в детях. Одаренные дети – это наше будущее.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению.
В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнал.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди... Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия - одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества .
Я задавала себе вопросы — как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт методистов и проанализировать формы и методы, используемые мною для работы с одаренными детьми.
В качестве основных направлений работы я стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.
В 2014 году в очной олимпиаде «Техника чтения», которая проходила в «Городском центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» в г.Казани, в номинации «Артист» моя ученица Галимханова Адиля стала победителем, набрав 300 баллов из трехста максимально возможных. А в 2015году ученики моего класса Гузаиров Азат и Киселев Александр стали призерами этого же конкурса.
Мои дети принимают активное участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок», «Мудрая белка», «ЭМУ», «КИТ», «Кенгуру». Принимают участие в школьном и районном туре предметных олимпиад.
В прошлом году ученица моего класса Сергеева Ксения стала победителем олимпиады по татарскому языку для русскоязычных детей. А Киселев Александр стал призером в этой же олимпиаде. Так же ученица Галимханова Адиля стала призером в олимпиаде по русскому языку.
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.
На помощь в работе с творческими детьми в связи с переходом на ФГОС помогает проектная деятельность. В прошлом учебном 2015-2016 году отдел образовательного исполнительного комитета Тюлячинского района организовал районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь». Моя ученица Галимханова Адиля заняла 2 место, представив работу на тему «Какую воду мы пьем?».
В работе с одаренными способными детьми, мы с учащимися не ограничиваемся только подготовкой к олимпиадам и конкурсам. Мы с удовольствием принимаем участие и в спортивных мероприятиях. Так, ученики моего класса основные члены футбольной районной команды. Они являются победителями и призерами многих республиканских соревнований.
В заключении необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Используемая литература:
1. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр..
2. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.
3. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.
4. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.
5. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Создание творческой среды на уроках, способствующей выявлению одарённых детей Из опыта работы учителя начальных классов с одаренными детьми Работа со слабомотивированными и одаренными учащимися в начальной школе

Похожие статьи:

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Технологическая карта урока технологии в 1 классе «Аппликация из ткани»
Опубликовано: 2515 дней назад (6 июня 2017)
Просмотров: 4275
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!