К успеху через взаимодействие «Учитель - ученик – родители»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний.
Поэтому передо мной стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Важно установить уровень способностей у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Выявление одаренных детей провожу уже в 1-ом классе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Развивать одаренность обучающихся стараюсь через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Поэтому, переда мной стоит еще одна задача – создать не только ребенку, но и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
И тут я стараюсь стать координатором усилий не только для оптимального развития одаренного ребенка, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Работу с родителями веду в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. Информационная среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне класса, школы.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком.
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.
2. Информационная среда
Специально для родителей класса разработала цикл родительских собраний: «Одаренные дети: степень влияния родителей на их развитие», «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности».
Формы работы с родителями разнообразные: круглые столы, практикумы, «творческие копилки», памятки, рекомендации, ссылки на сайты, списки литературы и т.д.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед вторым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родной деревне, и за ее чертой, и в зарубежных поездках.
Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье, а семье одарённого ребёнка просто необходима.
Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, стараюсь показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»
Предлагаю следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
- Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
- Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
- В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
- В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
- Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
- Мои первые опыты.
Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.
Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.
Во время учебного года родители и дети организуют совместные творческие работы по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с составление кроссвордов, загадок, ребусов, синквейнов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках.
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В нашей школе ежегодно в конце учебного года на линейке проводится чествование отличившихся детей и их родителей «Мы славим тех, кто нас прославил». Родители получают благодарственные письма, а ученики – денежные премии.
В классе на родительских собраниях благодарю родителей, которые поддерживают детей и помогают принять участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Вручаю им благодарственные письма.
Советую родителям с раннего возраста приучать одарённого ребёнка "нормально" реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в работе, в которой не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Таким образом, удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу.
Результатом моего взаимодействия с семьями учащихся являются призовые места детей на втором этапе республиканской олимпиады по математике, научно-практической конференции «Дорога в будущее».
Жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он становится не тогда, когда является "нормальным", как считают некоторые родители, а именно тогда, когда реализует себя, когда занимается любимым делом, когда знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать такого ребёнка трудно. Но, если подумать, то какого легко?
Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.
Рекомендуем посмотреть:
Совместное мероприятие родителей и детей в начальной школе
Беседа для родителей начальных классов
Конференция для родителей в начальной школе
Заседания родительского клуба в начальной школе
Похожие статьи:
Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе