Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя начальных классов с одаренными детьми

К успеху через взаимодействие «Учитель - ученик – родители»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский


Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний.

Поэтому передо мной стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Важно установить уровень способностей у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Выявление одаренных детей провожу уже в 1-ом классе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Развивать одаренность обучающихся стараюсь через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Поэтому, переда мной стоит еще одна задача – создать не только ребенку, но и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

И тут я стараюсь стать координатором усилий не только для оптимального развития одаренного ребенка, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работу с родителями веду в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. Информационная среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне класса, школы.

Рассмотрим данные направления более подробно.
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком.
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

2. Информационная среда
Специально для родителей класса разработала цикл родительских собраний: «Одаренные дети: степень влияния родителей на их развитие», «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности».
Формы работы с родителями разнообразные: круглые столы, практикумы, «творческие копилки», памятки, рекомендации, ссылки на сайты, списки литературы и т.д.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед вторым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родной деревне, и за ее чертой, и в зарубежных поездках.

Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье, а семье одарённого ребёнка просто необходима.
Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, стараюсь показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»

Предлагаю следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
- Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
- Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
- В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
- В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
- Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
- Мои первые опыты.

Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

Во время учебного года родители и дети организуют совместные творческие работы по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с составление кроссвордов, загадок, ребусов, синквейнов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках.

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В нашей школе ежегодно в конце учебного года на линейке проводится чествование отличившихся детей и их родителей «Мы славим тех, кто нас прославил». Родители получают благодарственные письма, а ученики – денежные премии.

В классе на родительских собраниях благодарю родителей, которые поддерживают детей и помогают принять участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Вручаю им благодарственные письма.

Советую родителям с раннего возраста приучать одарённого ребёнка "нормально" реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в работе, в которой не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Таким образом, удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу.

Результатом моего взаимодействия с семьями учащихся являются призовые места детей на втором этапе республиканской олимпиады по математике, научно-практической конференции «Дорога в будущее».

Жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он становится не тогда, когда является "нормальным", как считают некоторые родители, а именно тогда, когда реализует себя, когда занимается любимым делом, когда знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать такого ребёнка трудно. Но, если подумать, то какого легко?

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Совместное мероприятие родителей и детей в начальной школе Беседа для родителей начальных классов Конференция для родителей в начальной школе Заседания родительского клуба в начальной школе

Похожие статьи:

Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе. Предложение
Опубликовано: 1175 дней назад (9 января 2021)
Просмотров: 1340
+6
Голосов: 6
Любовь Владимировна Лычангина # 12 января 2021 в 11:13 +2
Уважаемая Валентина Францевна! Ознакомилась с Вашей статьёй "К успеху через взаимодействие «Учитель - ученик – родители". Спасибо за распространение опыта! Темы для совместного времяпрепровождения родителей с детьми взяла в закладки. Уверена, что с Вами комфортно и Вашим ученикам, и их родителям. Примите мой голос!
Валентина Францевна Сенканец # 12 января 2021 в 11:32 0
Спасибо, Любовь Владимировна, за хорошие слова! Приятно, когда материал может быть полезен коллегам!
Лариса Борисовна Бугакова # 19 января 2021 в 18:39 +1
Очень хорошая и интересная работа.Вы смогли, на примере своего опыта,раскрыть сущность темы, ее актуальность и значимость.Прослеживается кропотливая и поэтапная цепь каждодневного, непрерывного труда, иначе нельзя добиваться хороших результатов.Вы в подробностях описываете свой опыт, свою деятельность, поэтому читается все на одном дыхании.Голос!
Валентина Францевна Сенканец # 19 января 2021 в 18:44 0
Спасибо, Лариса Борисовна, за положительный комментарий!
Светлана Владимировна Иванова # 8 марта 2021 в 20:43 0
Здравствуйте, Валентина Францевна! Очень понравилась ваша статья "К успеху через взаимодействие «Учитель - ученик – родители». Полностью с вами согласна, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, и он требует не только от учителя, как считают некоторые родители, но и от родителей и внимания к своим детям, и личностного роста, и знаний в области психологии одаренных детей. Как здорово, что работа родителей поддерживается и поощряется школой! Спасибо за предоставленный материал. Примите мой голос.
Валентина Францевна Сенканец # 13 марта 2021 в 16:52 0
Спасибо, Светлана Владимировна, за комментарий и голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 15 марта 2021 в 11:26 +1
Голос
Было интересно познакомитться с вашей публикацией. Думаю, что она будет полезна многим.