Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога

Организация работы с родителями. Начальная школа

Успешное решение задач воспитания возможно только при взаимодействии семьи и школы. Это сотрудничество становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьей в целом. Семья — часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Человек не рождается личностью. Ее развитие происходит в течение всей жизни по мере прохождения через различные социальные институты: семья, детский сад, школа. Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешному обучению и воспитанию.

Ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Деятельность школы по организации работы с родителями реализует несколько целей:

1. Просветительскую — способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативную — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативную — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы — развитость, целостность личности.

Для установления сотрудничества с родителями необходимо:

✏ Установить доброжелательные отношения с родителями. Каждый педагог школы должен помнить, что для любого родителя их сын или дочь — самые лучшие дети в мире.

✏ Совместно с родителями педагоги школы должны выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

✏ Педагоги и родители должны определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемлять его прав и свободы.

✏ Постоянно информировать родителей о процессе воспитания: чем живет школа, ее успехах, продвижении в развитии ребенка.

✏ Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению; Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремиться к повышению их педагогической культуры.

✏ Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

✏ Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

Для выявления эффективности работы школы с родителями можно использовать методику А.А. Андреева по выявлению уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Данная анкета проводится анонимно. Шкала оценки дается в опросном листе:

4 балла — совершенно согласен;

3 балла — согласен;

2 балла — трудно сказать;

1 балл — не согласен;

0 баллов — совершенно не согласен.

Текст методики

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителями нашего ребенка.

4а. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы.

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

13. Образовательное учреждение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

15. Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

Бланк ответов

1    

2    

3   

4   

4а  

5   

6   

7    

   

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица результатов опроса

опросных листов

Баллы

Ср.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ср.б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

Удовлетворенность родителей работой школы — коэффициент У, определяется как частное от деления обшей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности. Если же коэффициент У меньше 2, то это показатель низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью школы.

По итогам обработки данной анкеты можно построить график (см. рис. 1). По графику легко определяется уровень удовлетворенности родителей работой школы, хорошо видны достижения и недостатки.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

■ в начальной школе — сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

■ в среднем и старшем звеньях — сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Администрация школы должна помнить, что есть несколько запретов, нарушение которых можно рассматривать как нарушение педагогической этики.

Первый запрет — это запрет на установление личных отношений педагога с родителями учащихся. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет — это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет — это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Организацию работы с родителями следует строить дифференцировано, учитывая тип семьи.

Специалисты выделяют исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям (табл. 1).

Тип семьи еще определяют, исходя из нравственного потенциала семьи для воспитания своего ребенка. Типы семей, их характеристика и краткие рекомендации по организации работы с ними даны в таблице 2.

На то, как проводить работу с теми или иными родителями, влияет и стиль воспитания в семье. Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Характеристика стилей воспитания и рекомендации по работе с родителями в зависимости от преобладающего стиля воспитания в семье даны в таблице 3.

Таблица 1

Исторические типы семей

Тип семьи

Краткая характеристика семьи

Отношение к детям в семье

Патриархальная

Наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа, детей от родителей. Внутрисемейные роли строго распределены. Господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания

В таких семьях дети чаще всего вырастаютспреобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства

Детоцентристская

Характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны. В такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности

Родители с гипертрофированным чувством долга выполняют все требования детей, ограждают от всех проблем, забот, усилий, трудностей, принимая весь груз проблем на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативности, ответственности. Их мораль: «Нам можно все!». Эти дети любят повелевать, командовать, в общении с друзьями грубы, у них проявляются истерические нотки, хамство. Подобное поведение поощряется родителями, их трудно переубедить в обратном

Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми эффективным и позволит избежать ошибок.

Классным руководителям рекомендуется составить социальный паспорт каждой семьи.

Таблица 2

Типы семей по принципу их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка

Тип семьи

Краткая характеристика семьи

Рекомендации по организации работы с семьей

1

2

3

Семьи с высоким уровнем нравственных отношений

В семьях здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей

Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются

Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей

Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции

Такие семьи требуют внимания педагога. Необходимы советы по воспитанию ребенка, нивелировка «особых» забот родителей

Конфликтные семьи

В таких семьях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек

Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека

Внешне благополучные семьи

В таких, семьях процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия в таких семьях

Воспитательная работа с такими семьями особеннотрудна

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерны грубость, скандалы, аморальное поведение

Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей

Изучение семьи — дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагогу важно соблюдать следующие правила:

■ Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

■ Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

■ Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

■ Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

■ Что я хочу получить в результате диагностики?

■ Как я буду работать с полученным материалом?

■ Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Таблица 3

Стили воспитания в семье

Стиль воспитания

Характеристика стиля

Характеристика детей в семьях

Рекомендации по организации работы с семьей

1

2

3

4

Попустительский

стиль

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у него поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В ходе бесед родители жалуются, что их детей не любят, им не дают проявить себя. Родители считают своего ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку

В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Дети такого типа во время урока быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не мотивированы на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат их деятельности — отметка. Они всегда готовы требовать от педагога лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Педагог должен помнить, что, если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив потому, что им хочется быть все время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, которые спровоцированы самим ребенком

Учитель должен помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо в большей степени в начальной школе. В старших классах об этом говорить иногда просто поздно. Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в классе таких мероприятий, которые будут формировать у младших школьников умение сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту.

Родителей необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, на уроки, мероприятия, проводимые вместе с детьми и их родителями

Состязательный

стиль

В данном случае родители ищут у своего ребенка проявления чего-то выдающегося и необычного, активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Если результат не устраивает их, они могут жестоко наказать своего ребенка. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на его человеческие качества, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию

Высокая активность таких детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. Такие ученики претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с учеником в доброжелательной обстановке

Задача учителя состоит в том, чтобы родители увидели сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировали и своевременно исправляли. Здесь помогут индивидуальные беседы

Рассудительный

стиль

 

Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно все время быть в деятельности.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. Дети быстро привыкают кучащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил подобные проблемы

Учитель может только поощрять такую линию поведения. Родители с огромным удовольствием будут участвовать в школьной работе, помогать учителю во всем, поняв, что его ребенка уважают и относятся к нему как к личности. В организации работы классному руководителю необходимо:

■ своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;

■ обращать внимание учителей на систему взаимоотношении и ценностей в таких семьях;

■ давать возможность родителям самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей, и принимать соответствующие решения;

■ демонстрировать педагогам достижениях таких учащихся у различных учителей

Предупредительный стиль

 

Чаще всего подобный стиль встречается в семьях, где ребенок болен. Родители не оставляют его одного, без опеки и внимания. Ребенок огорожен от каких-либо наказаний, здесь удовлетворяется любая прихоть ребенка. Возникают проблемы в учебе, так как родители боятся утомить ребенка

В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать сами домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать такую ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны

Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию.

Педагог должен очень осторожно, но серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям необходимы индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезно обмениваться мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса

Контролирующий

стиль

В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку каждый шаг, достаточно активно используют различные методы наказания. В таких семьях дети лишены любви, тепла.

У них часто наблюдается гипертрофированная любовь к себе. На критику и замечания в свой адрес они неадекватно реагируют. Например, улыбаются

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется «тревожный» социально-психологический тип личности. Дети в таких семьях хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Им трудно сосредоточиться в течение 15-20 минут. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. У них непросто складываются взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, они становятся в классе изолированными детьми. В силу того, что дома они чувствуют по отношению к себе жестокость, становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям, но очень ценят товарищество и дружбу. Им свойственны добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их

В данном случае с родителями необходимо проводить беседы, привлечь на собрании к обсуждению вопроса воспитания

Сочувствующий

стиль

В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Условием возникновения такого стиля является отсутствие материального достатка, плохие бытовые условия. Родители в таких семьях всегда благодарны учителю за разумную помощь и поддержку в воспитании ребенка

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровер-тированный социально-психологический тип личности.

Ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у нихорганизованность и ответственность.

На уроках это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут все знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей

Педагог может положиться на родителей в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях

Гармоничный

стиль

Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и совершают мотивированные поступки. Дети и родители работают в команде

Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В начальной школе такие учащиеся проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность

Педагог должен позволить таким детям творить и не ограничивать их инициативу. В детях и родителях педагог найдет помощников и партнеров

Примерная программа изучения семьи школьника

1. Демографическая характеристика семьи. Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст.

2. Жилищно-бытовые условия семьи. Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр.

3. Социально-профессиональная характеристика семьи.

Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы (односменный, двух-, трехсменный, разъездной, неполный рабочий день, индивидуальная трудовая деятельность и т.д.). Род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей (учащиеся школ, ГПТУ, СПТУ, техникумов, дошкольники).

Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижение высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения, повышение эффективности общественного производства, потребность ощущать себя членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т.д.).

Общественная оценка их труда (награды, звания и т.д.). Воспитание у детей в семье трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта общественной работы родителей.

4. Нравственно-политическая культура семьи. Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовных и материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями. Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надежность, чувство ответственности, долга, проявление членами семьи взаимного уважения, заботы, помощи.

5. Культурный уровень семьи, семейные традиции. Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т.д.

Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.

6. Педагогический фон семьи. Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный, целеустремленный и т.д.) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку: уважение его интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях к детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режима, способствующего успешной учебе детей. Контроль за учебой детей. Отношение родителей к школе, учителям. Согласованность воспитательных усилий семьи и школы.

Участие родителей в жизни школы, класса, где учится ребенок. Способы повышения уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для родителей в школе, педагогическое самообразование.

7. Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в воспитании детей, педагогический опыт данной семьи.

Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы учитель может получить, используя различные методы изучения:

■ ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты);

■ наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе;

■ посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи;

■ изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории;

■ анкетирование детей и родителей;

■ анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т.д.;

■ анализ характеристик детей (свободного изложения, стандартизированных), написанных по просьбе учителя их родителями.

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На наш взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

■ гуманизм — полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе;

■ валидность — определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям;

■ точность — соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества;

■ надежность — определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях;

■ корректность — определяется качеством диагностического материала.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!