Методическая разработка. «Использование схем-моделей при составлении описательных рассказов о предмете в старшей группе».
На сегодняшний день - речь у детей дошкольного возраста не богата распространёнными предложениями. В речи ребят существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. грамматически Дети не могут правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.Особенно сложно ребятам построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Также дети испытывают трудности при обосновании своего ответа. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Начать обучение можно с составления описательных рассказов о предмете с использованием схем- моделей. У детей часто возникают большие трудности в составлении описательных рассказов о одушевлённых и неодушевлённых предметах, а именно:
Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.
Установить последовательность выявленных признаков.
Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа описания.
Учитывая, что в данное время дети владеют избытком информации, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Схемы-модели помогают детям с помощью воспитателя, а также самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
С помощью данного метода решаются следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать о предмете;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Составлению рассказов по моделям предшествует большая подготовительная работа, которая проводится на прогулках, на занятиях, в повседневном общении с детьми. Необходимо систематически наблюдать за состоянием природы и погоды, за их изменениями.
Для детей дошкольного возраста лучше всего подходят цветные схемы-модели, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
Дошкольникам сначала схемы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но позднее
дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В начале работы с моделями дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания схем-моделей необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.Суть работы со схемами- моделями
заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
С помощью данного метода составляем рассказы о овощах, фруктах, ягодах, временах года, зверях, птицах, насекомых. Что позволяет также обобщить и закрепить знания детей о обобщающих понятиях.
Пример использование модели при составлении рассказа о фрукте:
- как называется фрукт,
- какого он цвета,
- какой формы,
- какой на вкус,
- где растёт,
- какой на ощупь,
- что из него можно приготовить.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.
Также использование моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией
Конспект по организации хозяйственно- бытового труда "Книжная мастерская" в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста