Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод проектов на занятиях по РСВ. Из опыта работы учителя-дефектолога

Актуальность использования метода проектов на занятиях по РСВ и произносительной стороны речи в целях активизации воспроизведения устной речи младших школьников, имеющих недостаток слуха
Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.

Рост образовательных потребностей неслышащих младших школьников определяют поиск инновационных подходов в обучении и воспитании.

Основной целью коррекционной работы по совершенствованию устной речи обучающихся начальной школы с нарушениями слуха является достижение такого уровня владения произношением, который позволит детям удовлетворить коммуникативные потребности со слышащими.

Задачи коррекционно-педагогического процесса, развитие детей с нарушениями слуха реализуются благодаря использованию образовательных технологий. Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов, а так же особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения.

В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения младших школьников с нарушениями слуховой функции я использовала ИКТ.

Внедрение информационных технологий в контекст отечественной традиции раскрывает их уникальный потенциал в решении развивающих и коррекционных задач обучения школьников с различными нарушениями развития. ИКТ расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Одним из методов современного преподавания является создание мультимедийных проектов, сочетающих в себе как глубокий анализ текстов, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика проектной работы предполагает работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы.

Для каждого интересующего обучающих проекта составляется технологическая линия проектной деятельности.

Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

Данный вид деятельности позволяет неслышащим учащимся формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными.

Приведу конкретный пример. Уже несколько лет работаю по теме «Что мы знаем о творчестве наших писателей» с использованием КТ. Проекты «Уникальность творческой личности К.И.Чуковского» (чтение и развитие речи), «Гений земли русской!», посвященный Л.Н.Толстову. (интегрированный урок). Использую в работе следующие компьютерные программы: Microsoft Power Point..

Изучая, творчество М.Ю.Лермонтова по чтению и развитию речи, и работая над тестом на занятиях по развитию речевого слуха, ставлю перед собой задачу: привлечь максимальное внимание учащихся к жизни и творчеству поэта. Как известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие в работе над созданием проекта «Лермонтов и Тамбовский край».

На первом этапе ставлю перед собой следующие дидактические задачи:
1) выработка умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
2) формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
3) формирование критического мышления;
4) развитие познавательного интереса, творческих способностей;
5) формирование умения работать в группах;

Методические задачи проекта:
- Научить применять полученные знания в практической деятельности
- Продолжать пользоваться Microsoft Power Point

Далее в работе над проектом учащимся предлагается несколько проблемных ситуаций. В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для самостоятельных исследований.

Для этого желающие принять участие в работе делятся на группы: чтецы, редакторы, ответственные за оформление проекта, критики, консультанты - литературоведы. Дальнейшая работа ведётся в указанных группах.

Так как заключительный этап проекта основывался на теме, то наиболее сложную часть работы выполняли консультанты – литературоведы. Их задача определялась……. Для выполнения подобной работы группа проходила сначала теоретическую подготовку. Для этого с каждым консультантом проводилась индивидуальная работа по построчному семантическому анализу стихотворения. Особое место здесь уделялось художественным тропам: выяснялось, почему автор использует тот или иной эпитет, какое значение имеет авторская метафора, для чего используется сравнение. Работа велась в форме проблемных вопросов, уточнялось лексическое значение непонятных слов.

Параллельно велась работа с чтецами и редакторами. Причём, сталкиваясь неоднократно с текстами, все участники проекта выучивали их наизусть без малейших усилий, а анализ работы чтецов позволял всем участникам проекта повысить свой исполнительский уровень.

Находя ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение текста с эмпатией и рефлексией. Таким образом, желание продолжить работу над проектом получает чёткую психологическую мотивацию.

Замечу, что работа над проектом велась параллельно традиционным урокам чтения и развития речи, на которых подробно рассказывалось о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова в контексте времени. Интерес к этим урокам только заметно возрастал.

Презентации проектов, созданных обучающимися стараюсь приурочивать к различным мероприятиям. Они также могут являться иллюстративным материалом обычного урока, если это менее трудоёмкий проект по биографии писателя, или по определённой теме, или по конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять традиционное написание сочинений. После презентации всегда следует обязательное обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.

На сегодняшний день существуют реальные проблемы в оценке учебного проекта на этапе итоговой аттестации, если проект – это коллективная работа (в группе, в паре). Если ученик выполнил индивидуальный проект, то оцениваю его в традиционной системе оценивания.

Как, по каким критериям оценивается вклад каждого участника коллективного проекта?

Такие критерии только намечены, а именно:
- осознание каждым участником проекта значимости и актуальности выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы каждого члена группы.

Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.

Внедрение проектной деятельности в работу по совершенствованию произносительной стороны устной речи неслышащих младших школьников способствует формированию у них внутреннего мотива к говорению, так как прослеживается связь идеи проекта с реальной жизнью; возникает интерес к выполнению проекта; используются устно-речевые умения в ситуациях максимально приближенных к условиям реального общения.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная работа на уроках физической культуры в школе. Из опыта работы
Индивидуальный образовательный маршрут глухого ребенка
Опубликовано: 923 дня назад (8 октября 2021)
Просмотров: 459
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!