Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционная работа на уроках физической культуры в школе. Из опыта работы

Коррекционно-развивающая направленность уроков физической культуры в специальной школе
Физическое воспитание - это процесс обучения движениям и развитие двигательных способностей учащихся. Совершенствование физического воспитания в системе специального образования имеет в основе следующие целевые установки:
- внедрение физической культуры в образ жизни учащихся;
- развитие умственных способностей детей средствами физического воспитания;
- систематическая паспортизация здоровья и развития учеников;
- максимальное подключение педагогической и родительской общественности к вопросам поддержания здоровья и - физического воспитания детей с нарушениями в развитии.

Одна из главных форм коррекционной направленности на уроках физического воспитания является игра. Согласно Л.С Выготскому (1966), игра - источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». В целях эффективного включения игры в физическое воспитание младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они способствует воспитанию активной творческой личности.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Игра является важнейшим фактором для развития общего физического состояния, для развития моторики, а так -же интеллектуальных способностей. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Д.Б. Эльконин считает, что детская игра в своих основных формах игра-упражнение, ролевая игра является историческим образованием. В условиях первобытного общества с его относительно примитивными средствами и формами труда даже маленькие дети моги принимать участие в несложных видах бытового труда, но делали они это играючи. Взрослые начали делать маленькие копии орудий труда. Овладевать которыми предстояло детям, и всячески содействовали играм-упражнениям и играм-соревнованиям. Игрa была спутником человекa с незaпaмятных времен. Игры рaзных нaродов демонстрируют сходство и огромное многообрaзие. Е.А. Покровский утверждaл, что игры во все временa у всех нaродов были непременно. Многие из них были весьма оригинальными и отрaжaли обрaз жизни нaродa.

Потребность ребенка играть так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, спать, дышать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, в весе, в физическом и интеллектуальном развитии. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и: следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом — они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего, как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».

Только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой возрастной категории, содержание игр и методику их проведения. Поэтому учителю, на уроках физической культуры, в младших классах, в первую очередь необходимо научится использовать резервы, заложенные в самой игре на том уровне развития и в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. Вместе с тем корректное вмешательство учителя в детскую игру в целях оптимизации физического развития младших школьников не только допустимо, но и весьма желательно.

Я. А. Коменский в письме городской управе Амстердама (1657) называет семь основных условий подвижной игры:
- движение;
- физическая раскованность и свобода;
- общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»;
- состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
- наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»;
- легкость, которую приобретает каждый ее участник;
- ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает.

Признавая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия». П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать игры для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходящиеся чувствования», подчинять действия сознанию. Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик, и учитель одинаковы были бодры, убеждал учителей И.А. Сикорский.

Основные принципы физического воспитания имеют коррекционную направленность:
- всестороннее и гармоническое развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности. Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы. Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Принцип наглядности предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ученика. Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса физического воспитания. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка. Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности.

Принцип непрерывности выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Главная направленность содержания разделов учебной программы предусматривает внедрения в специальные (коррекционные) учреждения инновационных педагогических технологий обучения двигательным действиям детей рассматриваемой категории. Технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и нетрадиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения в развитии, с целью формирования у них жизненно значимых двигательных умений и навыков, повышения двигательной активности. В физическом воспитании детей с нарушением интеллекта, важное место занимает коррекционная среда, с помощью которой создается условия для формирования жизненно необходимых двигательных навыков, коррекции и компенсации нарушений двигательных функций.

Предполагается, что инновационные педагогические технологии физического воспитания, основанные на широком применении средств и методов традиционной и нетрадиционной физической культуры, на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач, на создании коррекционно-развивающей среды образовательного процесса, будут способствовать повышению двигательной активности, физической подготовленности и качества жизни детей данной категории. В коррекционной направленности на уроках физического воспитания огромное значение имеет место коррекционное развитие посредствам лечебной физической культуре. Занятия по ЛФК предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики.

Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно назвать методом патогенетической терапии. ЛФК использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура для здорового человека, а именно: принципы всестороннего воздействия и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие средства и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физической культуре для соответствующего класса специальной(коррекционной) школы.

Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия. Занятия лечебной физкультурой являются одним и разделов общей системы их воспитания и образования. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении.

Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой. При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. Такие подходы имеющие коррекционную направленность, с использованием инновационных, гуманистических ориентированных форм обучения, формируют необходимый уровень современного арсенала педагогических воздействий на физическое развитие детей рассматриваемой категории.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия лечебной физической культурой Занятия с презентацией для детей с нарушением слуха, 8 класс «Спорт для глухих» Программа по созданию условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска Внеурочное занятие в школе-интернате 1 и 2 вида с презентацией. Наши имена
Проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системными нарушениями речи | Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей с умственной отсталостью легкой степени
Опубликовано: 1085 дней назад (5 декабря 2021)
Просмотров: 1751
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 6 декабря 2021 в 16:26 0
Интересная познавательная статья, это не мой профиль работы, но я с удовольствием прочитала вашу публикацию, теперь точно буду ориентироваться в основных принципах физического воспитания в коррекционной школе, где сама и работаю smile
Светлана Анатольевна Червякова # 6 декабря 2021 в 16:33 0
Спасибо!