Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический проект в детском саду в старшей группе. Нетрадиционные техники рисования

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Автор: Кириллова Ирина Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка».
Описание: Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования". Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, студентам, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.
Назначение: Для проведения в ДОУ с детьми 5-7 лет.

Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Реализация проекта: июль 2017- май 2018 год.
Участники проекта: дети подготовительной группы МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» в количестве 26 человек, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Обоснование необходимости проекта.
Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Необходимость использования нетрадиционных техник рисования в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие представляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений, способствует развитию детского творчества, воображения. Дети любят что-то новое, им интересно яркое разнообразие материалов, в результате чего, они получают успешный, лёгкий продукт деятельности. Но, после изучения методической литературы по изобразительной деятельности, мы отметили, что в ней рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает творческие возможности дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных техник в детской изобразительной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, творчества, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Рисунки при рисовании нетрадиционными техниками и материалами не могут быть плохими или хорошими, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание рисовать, стремление к творческому отражению ощущений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.
Проблема: Недостаточно сформированы представления детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционных техниках рисования. Изображая цветы традиционными способами, рисунки у детей получаются неправильными, они не соответствует желанию детей получить изображение близкое к их замыслу, что быстро отвращает детей от рисовани
Цель проекта: Разработка системы работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
2.Провести анкетирование родителей воспитанников по выявлению у них представлений о нетрадиционных техниках рисования.
3.Провести первичную диагностику воспитанников, выявить уровень усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, выявить уровень творческого развития.
4.Создать систему работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста при рисовании цветов нетрадиционными техниками и материалами.
5.Осуществление проекта по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста при рисовании цветов нетрадиционными техниками и материалами.
6.Провести повторную диагностику воспитанников по выявлению уровня усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, по выявлению творческого развития.
7.Подвести итоги проделанной работы и определение перспективы.

Предполагаемые результаты:
Дети:
•владение нетрадиционными приёмами и техниками рисования;
•проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами;
•умение передавать образы цветов и других предметов окружающего мира разными изобразительными средствами;
•развитие познавательного интереса детей, расширения знаний детей о нетрадиционных техниках рисования;
•владение исследовательскими действиями с различными материалами.
Педагоги:
•повышение педагогической компетентности и профессионального уровня педагогов по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Родители:
•приобретение знаний о нетрадиционных техниках рисования;
•обогащение детско-родительских отношений в совместной творческой деятельности.
•проявление активного творческого участия в работе группы и ДОУ.

Этапы реализации проекта
Подготовительный: Июль-сентябрь 2017 год
•Изучение методической литературы по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
•Теоретический анализ состояния проблемы в научно - методической литературе, материалов передового педагогического опыта;
•Первичная диагностика усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, уровня творческого развития.
•Анкетирование родителей;
•Разработка плана проекта.
•Анализ предметно - развивающей среды, условий для реализации проекта;
•Поисковая работа по подбору наглядного, литературного и дидактического и материала;
•Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Практический Сентябрь-май 2017-2018 год
Формы работы с детьми:
беседы о цветах, наблюдения, экскурсии;
виртуальные экскурсии по саду цветов;
чтение энциклопедической литературы, легенд о цветах;
просмотр презентаций, видеоуроков: «Рисование нетрадиционными техниками и материалами»;
творческие, дидактические, рисуночные игры;
изобразительная деятельность, экспериментальная деятельность с красками;
развлечения, викторины;
выставки детского творчества.

Формы работы с родителями:
размещение наглядной информации для родителей;
беседы, консультации;
рекомендации по рисованию нетрадиционными техниками и материалами;
проведение мастер-классов, выставок, фотовыставок;
совместное творчество детей и родителей;
привлечение к пополнению развивающей образовательной среды;
Оснащение развивающей образовательной среды:
пополнение центра творчества новыми материалами для рисования;
сбор материалов, поделок цветов для создания мини-музея «Мир цветов»;
оформление картотеки нетрадиционных техник рисования.
Заключительный – обобщающий Май 2018 год.
Открытие музея «Мир цветов».
Итоговая диагностика усвоения знаний детей о нетрадиционных техниках рисования, уровня творческого развития.
Итоговое анкетирование родителей.
Создание: «Копилка советов» для родителей по рисованию нетрадиционными техниками.
Творческий отсчёт – организация выставки детских работ.
Создание системы работы по формированию творческих способностей у старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.
Анализ проведенной работы и полученных результатов.
Перспектива на последующую работу в данном направлении.


Описание проекта.
Изучив методическую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений, публикации в Интернете, пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет детям преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Получив результаты анализа знаний детей и родителей по нетрадиционным техникам рисования, нами было принято решение разработать систему по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Объектом для творчества и познавательного исследования нами были выбраны цветы.

Почему именно цветы выбраны нами объектом для творчества и исследований:
•Цветы окружают нас постоянно. С цветком ребёнку можно общаться «на равных». Цветок можно представить своим другом. А в силу психологических особенностей дошкольников такое «очеловечивание» живых объектов необходимо ребёнку для формирования эмоционально - целостного отношения к ним.
•Цветы неподвижны (в отличие от животных, птиц, насекомых), что даёт возможность детям наблюдать и исследовать их в любой удобный момент.
•Содержание исследований, связанных с цветами очень разнообразно: размер, форма и оттенок листьев, цветовая гамма; строение цветов, красота и необыкновенность; угадывание « настроения» цветов в разную погоду.
Распределение материала в системе предполагает не только организованную деятельность, но и работу во всех видах детской деятельности, совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

Рабочий план реализации проекта.
06.07.2017 Экскурсия в парк «Дикорастущие цветы».
19.07.2017 Экскурсия по городу «цветы на городских клумбах».
09.08.2017 Викторина для детей старших групп «Такие разные цветы».
15.08.2017 Рисование «Такие разные цветы».
24.08.2017 Развлечение «Бал цветов»
04.09.2017- 25.09.2017 Диагностика. Анкетирование родителей
07.09.2017 Просмотр видеоуроков «Рисование нетрадиционными техниками и материалами»
15.09.2017 Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
20.09.2017 ООД «Сказки про краски» (эксперименты с краской)
25.09.2017 Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в детском творчестве»
03.10.2017 Экскурсия в магазин «Цветы»
06.10.2017 Игры с красками: «Удивительная ладонь»; «Волшебные нитки»
10.10.2017 ООД «Осенние звёздочки» (восковые мелки + акварель)
18.10.2017 Просмотр презентаций, развивающих видеофильмов: «Загадки про цветы»
27.10.2017 КВН «В стране красок»
03.11.2017 Экскурсия в аптеку «Лекарственные растения»
09.11.2017 Мастер-класс «Рисуем без кисточки»
21.11.2017 ООД «Розы для мамы» (отпечаток мятой бумагой и гофрированным картоном)
24.11.2017 Выставка детского творчества: «Подарки для мамы»
05.12.2017 Просмотр видеоуроков «Рисование нетрадиционными техниками и материалами»
07.12.2017 Консультация: «Как оборудовать уголок рисования дома»
11.12.2017 Игры с красками: «Необычные кляксы», «Волшебные трубочки».
13.12.2017 ООД «Зимние цветы» (рисование зубной щёткой)
19.12.2017 Дидактические игры: «Угадай по силуэту цветок», «Как растёт цветок?».
22.12.2017 Мастер-класс «Необычными вещами рисовать умеем сами»
16.01.2018 ООД «Анютины глазки» (рисование отпечатками воздушных шаров)
19.01.2018 Игры с красками: «Разноцветная вода».
24.01.2018 Выставка творческих работ родителей
20.01.2018 Картотека игр - экспериментов с красками для родителей
07.02.2018 ООД «Хризантемы» (рисование крышками от дисков и пластиковыми картами)
13.02.2018 Просмотр электронных презентаций: «Чем могут помочь растения?»
15.02.2018 Консультация для родителей «Чудеса на ладошках» (методы изотерапии)
21.02.2018 КВН «Нетрадиционные техники рисования»
01.03.2018 ООД «Букет для мамы» (рисование ватными дисками)
05.03.2018 Консультация для родителей «Обычные вещи – необычные превращения».
14.03.2018 Отгадывание кроссвордов «Цветы». Дидактические игры: «Подбери к букету вазу», «Палитра художника», «Цветные загадки».
21.03.2018 Выставка детского творчества
27.03.2018 Игры с красками: «Удивительная ладонь», «Волшебные картинки», «Разноцветная вода».
03.04.2018 ООД «Георгины» (рисование картонными втулками)
09.04.2018 Консультация для родителей «Как занятия рисованием влияют на развитие мелкой моторики рук».
20.04.2018 Мастер-класс для родителей «Рисуем по фольге, манкой, солью»
25.04.2018 Дидактические игры с красками: «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине». «Палитра цвета», «Радуга».
03.05.2018 Диагностика. Анкетирование родителей.
11.05.2018 Консультация для родителей «Материалы, которые помогут рисовать».
15.05.2018 ООД «Поможем Феи Цветов» (рисование штампами из пластилина)
18.05.2018 Экскурсия в музей «Мир цветов»
24.05.2018 Выставка детского творчества
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Краткосрочные результаты:
Дети получили знания о нетрадиционных техниках рисования, научились
изображать цветы в разных техниках и разными материалами, научились чувствовать и применять цвет, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве. У детей повысилась творческая активность, воображение, увлечённость.
При совместной творческой деятельности детей и родителей был создан музей «Мир цветов». Оформлена выставка детского творчества. Создана «Копилка советов» с рекомендациями по нетрадиционным техникам рисования.
Опыт работы по формированию у дошкольников творческих способностей при изображении цветов посредством нетрадиционных техник рисования был представлен на педагогическом совете в ДОУ. На районном МО по художественно-эстетическому развитию детей был представлен мастер-класс «Необычными вещами рисовать умеем сами». Мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования оформила и разместила на сайте «Педкопилка»: https://ped-kopilka.ru/users/7a47ki73 .
Долгосрочные результаты.
Создание системы работы по формированию творческих способностей детей дошкольников посредствам нетрадиционных техник рисования во всех возрастных группах.
Оценка эффективности реализации проекта.
Созданы достаточные условия для организации деятельности по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Проведены занятия и мастер-классы по обучению детей, родителей и педагогов приёмам рисования нетрадиционными техниками и материалами.
Дети имеют сформированное представление о нетрадиционных техниках и материалах. Владеют этими нетрадиционными техниками, с увлечением рисуют, используя оригинальные материалы для передачи образов цветов. Применяют полученные знания и умения в самостоятельной изобразительной деятельности, проявляют творческую активность при рисовании нетрадиционными техниками. У родителей сформировались знания о нетрадиционных техниках рисования, повысилась их компетентность. Родители осознали значимость нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей. Обогатились детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности.
Анализируя работу над проектом и его результаты, пришли к выводу о его значимости и важности. Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта, позволил сделать вывод о положительной динамике роста. Мы убедились, что данное направление работы очень актуально сегодня, дает положительные результаты.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
1. Родители мало времени уделяют детскому творчеству.
2. Отсутствие заинтересованности и формальное отношение со стороны родителей к реализации проекта.
3. Дефицит методической литературы.
4. Недостаточная оснащенность предметно - пространственной среды.
Меры по их минимизации:
1. Домашние задания для совместного творчества детей и родителей.
Беседы, консультации.
2. Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта, показ презентаций.
Индивидуальные беседы с родителями, показ способов рисования.
3. Использование интернет – ресурсов.
4. Привлечение родителей, администрации ДОУ.

Заключение.
На данном этапе проекта можно говорить о совершенствовании технических навыков детей и об их неподдельном интересе к творческой деятельности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Дети стали свободнее ориентироваться в многообразии предлагаемых техник рисования, у них появились свои предпочтения в выборе материала для создания изображения. Ребята перестали бояться экспериментировать с цветом и сделать что-то неправильно, а наоборот, стали высказывать свои предложения и желание сделать по-своему.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их, друг с другом, придумывая новые.
По итогам данной проектной деятельности можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует развитию воображения и творчества и доставляет детям огромную радость.
На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Созданная нами система работы апробирована и реализована и даёт положительные результаты в нашем ДОУ.

Литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Доронова Т. Н Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2002
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4. Козакова Р. Г Занятия по рисованию с дошкольниками – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду – Ярославль: Академия развития, 2010.
6. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7. М., 2006.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб,: КАРО, 2007.
9. Утробина К. К., Утробин Р.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль.; Академия развития: Академия холдинг, 2004.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2008.
12. Интернет-ресурсы.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Урок рисования в средней группе детского сада Рисование свечой в детском саду Рисование на наждачной бумаге

Похожие статьи:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Веер из цветной бумаги своими руками. Пошаговая инструкция с фото для детей | Нетрадиционная техника рисования вазы с цветами зубной щёткой с детьми 5-7 лет поэтапно с фото
Опубликовано: 2085 дней назад (9 марта 2019)
Просмотров: 10378
+12
Голосов: 12
Вера Валерьевна Павлова # 9 марта 2019 в 22:23 +4
Ирина Николаевна!
Вы представили очень интересный творческий проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования".
Вами предложена и описано вся система работы с дошкольниками по данному направлению от актуальности и проблемы до полученных результатов проекта.
Все этапы работы над проектом четко, логично и грамотно представлены. Уверена, что многих коллег заинтересует Ваша разработка и способы ее реализации.
Очень Вы все правильно обосновали и реализовали. Самое главное, что дети освоили различные нетрадиционные техники в рисовании и приобщились к миру прекрасного да и развили свои творческие способности.
Желаю Вам огромных успехов. Материал меня очень впечатлил.
БРАВО!!! Мой голос для Вас, Ирина Николаевна!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 9 марта 2019 в 22:57 +5
Спасибо, Вера Валерьевна, за развёрнутый комментарий и голос! Всегда рада видеть Вас у себя на страничке! С этим проектом я аттестовывалась на высшую категорию недавно, 31 января. Проект комиссия проверила от и до, поэтому я его опубликовала, но только в сокращённом виде. Так он тянет на 25 страниц.
Софья Владимировна Юхнина # 10 марта 2019 в 11:25 +5
Ирина Николаевна, здравствуйте!
С интересом познакомилась с педагогическим проектом: "Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования".
Грамотно! Профессионально! Качественно! Здорово, что коллеги могут воспользоваться образцово - показательным материалом. Замечательно, что Вы транслируете такой ценный опыт работы через сайт.
С удовольствием голосую +2, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 10 марта 2019 в 12:47 +4
Благодарю Вас, Софья Владимировна, за тёплый отзыв. Очень рада, что Вам понравился материал. Надеюсь, что он пригодится кому-нибудь, как шаблон, чтобы правильно написать проект. У нас в Калуге требуют именно так.
Ольга Станиславовна Средина # 10 марта 2019 в 13:22 +4
Ирина Николаевна, здравствуйте!
Ваш творческий проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования". - это большой труд. Он заслуживает высокой оценки.
Так держать!
Желаю Вам и в дальнейшем больших творческих успехов!
ГОЛОС!
Ирина Николаевна Кириллова # 10 марта 2019 в 17:35 +3
Благодарю Вас, Ольга Станичлавовна, за внимание и положительную оценку материала! Я и получила эту высокую оценку от комиссии при аттестации в Калуге.
Светлана Константиновна Бычкова # 10 марта 2019 в 13:31 +3
Добрый день, Ирина Николаевна! Ознакомилась с педагогическим проектом разработанным и реализованным вами:составлен безупречно, проведена огромная работа , это видно по фотоотчёту. Для меня очень актуален т.к готовлюсь к аттестации. Спасибо.Творческих вам успехов! Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 10 марта 2019 в 17:38 +3
Спасибо, Светлана Константинрвна, что нашли время и познакомились с моей разработкой! Рада Вашему вниманию! Удачи Вам при подготовки к аттестации и лёгкой защиты!
Ольга Васильевна Яковлева # 11 марта 2019 в 19:56 +4
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Проект грамотно составлен и представлен. Проведена большая творческая работа! Отличный фотоотчет! Дальнейших творческих успехов! голос
Ирина Николаевна Кириллова # 13 марта 2019 в 12:17 +2
Спасибо, Ольга Васильевна, за голос и комментарий к моей работе! Очень приятно видеть Вас у себя в гостях!
Галина Викторовна Языкова # 22 марта 2019 в 21:21 +3
Здравствуйте,Ирина Николаевна. Какую основательную работу вы провели- объемный, масштабный, творческий.Это готовое методическое подспорье для нас, педагогов.Тема каждой работы очень яркая и запоминающаяся.И я думаю, что дети были в восторге от проделанной работы.Ваш труд заслуживает уважения, так держать, вы-молодец!
Ирина Николаевна Кириллова # 22 марта 2019 в 22:04 +2
Доброго времени суток, Галина Викторовна! Благодарю Вас за комментарий и голос. Да, это готовый проект, только в сокращённом виде. Дети от таких техник рисования действительно были в восторге, и сейчас продолжают рисовать необычными материалами и техниками с удовольствием. Ещё раз, спасибо Вам за внимание!
Вера Владимировна Мухамадеева # 23 марта 2019 в 07:41 +2
Ирина Николаевна, здравствуйте, спасибо за приглашение на педагогический проект по формированию творческих способностей дошколят. Суть проекта изложена подробно, красочно, креативно и творчески. Мне очень понравилось. Для любого заинтересованного лица будет нетрудно повторить подобное. Вы показали итог своего творчества, через творчество детей, это дорогого стоит. Желаю всего доброго, дальнейших творческих успехов и позитивного настроя.
Ирина Николаевна Кириллова # 23 марта 2019 в 10:31 +1
Вера Владимировна, спасибо огромное за такие добрые слова! Благодарю Вас за внимание к моим разработкам, всегда рада встречи с Вами!