Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии в 5 классе с презентацией. Среды жизни планеты Земля

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Описание материала: Предоставляю вашему вниманию конспект урока по биологии для учащихся 5-х классов на тему: "Среды жизни планеты Земля".

В ходе урока учащиеся знакомятся с новыми понятиями, особенностями всех сред обитания живых организмов. Знания, полученные учащимися при изучении данной темы необходимы им для дальнейшего изучения биологии в 6, 7 классах.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Задачи Образовательные: Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научиться выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
- Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Оснащение урока: иллюстрации учебника, презентация, раздаточный материал (тексты заданий, выполнение которых предусмотрено в ходе закрепления изученного материала).
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, создание позитивного настроя на урок.
2. Актуализация знаний
Устный фронтальный опрос:
Учитель: Какие среды населяют живые организмы?
Как вы думаете, почему пчела не может жить в водной среде, а рыба в почвенной?
Учитель заслушивает ответы и предположения ребят.
Учитель: Чтобы ответить грамотно на эти вопросы, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля. Запишите тему урока. (СЛАЙД 1)
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?
- ответы ребят…
Записывают в тетради определение:
Cреда обитания – условия, окружающие организм.(СЛАЙД 2)
Организация самостоятельной работы учеников:
Ребята, открываем учебник на стр 75, параграф 1. Вам необходимо выполнить описание среды обитания по предложенному плану. Задания следующие:
1-й ряд. Работает с водной средой.
2-й ряд. Работает с наземно - воздушной.
3-й ряд. Работает с почвенной средой обитания. (СЛАЙД 3)
План (СЛАЙД 4)
1. Назовите основные характеристики среды обитания?
2..Какими признаками обладают организмы населяющие среду?
3. Назовите основных представителей среды?

После самостоятельного выполнения характеристик сред обитания учитель заслушивает выборочно нескольких учеников. Недостающая информация о средах обитания вносится учащимися класса по ходу обсуждения в составленную таблицу (СЛАЙД 5).

4. Закрепление:
Учащиеся выполняют задания, дают устно ответы на вопросы.
Задание 1(СЛАЙД 6). Прочитать текст и ответить на вопросы.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы.
1. О какой среде идёт речь?
2. Назовите животных, живущих в этой среде.
Задание 2 (СЛАЙД 7). Определите о какой среде обитания идет речь?
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы.
1. Как называется эта среда обитания?
2. Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.
Задание 3 (СЛАЙД 8).
Внимательно прочитайте текст и найдите в нем 5 несоответствий.
СТРЕКОЗЫ
Хорошо летом пройтись вдоль пруда или по лугу! В сухую погоду здесь летает множество насекомых. Все, в том числе и стрекозы, заняты своим делом.
Стрекоза - неутомимый летун, оба её крыла двигаются с высокой скоростью, чтобы поддержать насекомое в воздухе. Только иногда, особенно в сильную жару, она может присесть на какой-нибудь листок и вытянув крылья вдоль тела, отдохнуть.
Огромные глаза стрекозы позволяют ей охотиться даже ночью. Такое строение глаз позволяет стрекозе видеть все вокруг. Стрекозы обладают тонким слухом и могут на большом расстоянии услышать звон комара, чтобы начать свою охоту.
Питаются стрекозы нектаром, иногда могут съесть комара или мошку.
С наступлением зимы стрекоза засыпает, ну а как пригреет весеннее солнце и зазвенят комары, она опять проснётся, чтобы патрулировать воздушное пространство на своём охотничьем участке.
Издавна на земле живут эти удивительные насекомые, только в прошлом они были намного крупнее.
5. Подведение итогов урока.
Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует их. Демонстрирует слайд 9, на котором выписаны все биологические несоответствия, допущенные в тексте.
Подводится итог урока, записывается домашнее задание, выставляются оценки.
5. Домашнее задание
В тетрадях написать небольшое сочинение-рассуждение на темы:
1-й ряд. Как человек изменяет водную среду обитания?
2-й ряд. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания?
3-й ряд. Как человек изменяет почвенную среду?
Презентация на тему: Среды жизни планеты Земля

Рекомендуем посмотреть:

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 5 класса Конспект урока по биологии в 5 классе. Шляпочные грибы Тест – контроль по ФГОС ООО. Биология – наука о живом мире, 5 класс Конспект урока биологии в 5 классе. Приспособления организмов к жизни в природе

Похожие статьи:

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии в 5 классе

Автор: Ирина
Опубликовано: 2709 дней назад (25 июня 2017)
Просмотров: 9020
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Данильченко Оксана анатольевна # 26 июня 2017 в 11:44 0
Материал очень хорошо оформлен. Доступное изложение. Цели и задачи достигаются по ходу реализации, каждый этап плавно переходит в следующий. Не хватает только иллюстраций. Публикация пригодится многим! Успехов!