Мастер-класс рисование в технике эбру для детей 6-12 лет "Морское царство" пошагово с фото
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующая филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».
Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, учителям, библиотекарям.
Цель мастер-класса: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать творческие способности через использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности.
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить детей с приемами рисования в технике эбру;
2. Учить находить нестандартные способы изображения морских обитателей;
3. Развивать умения подбирать гармоничное сочетание цветов, соответствующее морскому обитателю, растительности;
4. Способствовать творческой самореализации;
5. Воспитывать аккуратность;
6. Побуждать к чтению книг о морских обитателях.
Материалы: бумага для рисования, лоток, краски эбру синий, фиолетовый, красный, желтый, белый, и их оттенки, палочки деревянные или пластиковые 2-3 диаметров, кисти клеевые синтетические или веерные, раствор для эбру, салфетки. Аудио запись «Морской прибой».
Оформление: книжная выставка «Морское царство».
Ход
Ведущий приветствует участников. Предлагает детям, закрыть глаза и прислушаться (включаем аудио запись шум моря).
Ведущий: Скажите, что вы представили, слушая эти звуки? (Дети: Море, воду…)
Давайте представим, что мы с вами оказались в морских водах. Чтобы человек выжил среди морских вод, что ему нужно? (Дети: Подводная лодка, батискаф, акваланг.)
Представьте, каждый из вас сейчас в «плавательной маске» или у иллюминатора подводного аппарата. Что вы видите? (Показываем книги с морскими обитателями.) (Дети: Рыбы, водоросли, морские звезды, раковины моллюсков, водоросли…)
Давайте познакомимся с некоторыми из этих существ.
Вот, например, осьминог. (
Показываем иллюстрации в книгах.) Они относятся к головоногим моллюскам. Моллюски так же бывают в жителями раковин. Но осьминог ее не имеет. Зато в его имени звучит число. Догадались какое? (Дети: восемь.) Правильно. Так и хочется сказать, что у осьминога восемь ног, но у него не ноги, а щупальца – «руки». А знаете, что вкус осьминоги ощущают именно щупальцами. А если ему угрожает опасность, то он может отделить от себя любую из своих «рук», чтобы отвлечь внимание хищника, а сам в это время уплывает. Но это не страшная потеря. Через некоторое время конечность отрастет . Тело у осьминогов мягкое овальное. Осьминог обладает способностью приспосабливаться к тому, что его окружает, меняя свой цвет. Какого цвета осьминогов вы видите? (Дети: красные, голубоватые, коричневые, цвета песка…)
А вот, смотрите, появилась медуза. (
Показываем медузу в книге.)
Ведущий: Скажите, что напоминает тело медузы по форме? (Дети: Зонтик, колокол…) Действительно, тело медуз напоминает колокол. Длинные или короткие щупальца предназначены для охоты. Хотя по составу медуза почти полностью состоит из воды (на 99%), но посмотрите, какие они бывают по цвету? (Дети: Розовые, голубые, желтые, красные, фиолетовые, оранжевые, коричневые). Большие медузы могут быть 2,5 метра, это как до потолка, при этом щупальца могут быть длиной 40 метров (
сравниваем с высотой дома), а вес может достигать нескольких сотен килограмм, как небольшая корова. Медуз можно найти во всех морях и океанах, на поверхности воды и в глубине.
А этих желтых рыбок называю рыбы-бабочки. Посмотрите, как они разнообразны по окрасу, по расположению пятнышек и полосок. (
Показываем разные варианты на картинках или в книгах.)
Ведущий: Тело их высокое и очень сильно сжатое с боков, что позволяет им ловко передвигаться в коралловых лабиринтах.
Ребята, что окружает все эти существа? (Дети: водоросли, кораллы, камни.)
Какого они цвета? (Дети: водоросли зеленые, желтые; камни коричневые, кораллы красные, желтые, белые, фиолетовые…)
Нравится вам в этом «Морском царстве»? Давайте попробуем перенести на бумагу его красоту.
Давайте послушаем еще раз с закрытыми глазами как поет море. Представьте, как вы его рисуете.
Так же как поэт Владимир Орлов
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
Ведущий: У нас сегодня краски эбру, ими рисуют на растворе, потом рисунок переносится на бумагу. (
Показываем раствор, краски.) Кисточку и палочки (
показываем) мы не моем, а вытираем салфеткой после каждого использования.
Показываем приемы работы с каской в пробном лотке: ставим точки с помощью палочек (держать их вертикально, касаясь поверхности раствора), пробуем растянуть капельку от центра, проводим в центр точки, набрызгиваем много капель, постукивая по клеевой кисточке, ведем гребенкой; обсуждаем что получается.
Дети проходят за столы (у каждого: лоток с раствором, кисть, палочки 2-3 диаметров, краски в палитре, салфетка, гребень, бумага).
Поэтапно показываем работу над рисунком «Морское царство».
1. Набрызгиваем кисточкой синие, голубые, фиолетовые, изумрудные точки. Проводим гребенкой в горизонтальном направлении, лучше совершая мелкие волнообразные движения (чем больше раз проведем, тем более однородный будет фон.
2. Делаем «водоросли». Ставим палочкой друг в друга светло зеленые, темно зеленые и белые точки. Вдоль нижнего края листа, столько сколько хочется.
Вытягиваем движением от центра вверх из каждого круга по 2-3 листка.
Движением к центру круга продолжаем формировать листья.
Снизу одним движением от центра вниз формируем «корешок».
3. «Камешки». Ставим вдоль нижнего края между «водорослями» коричневые точки, в них тонким концом палочки –белые точки.
4. «Раковины». Выполняем аналогично камням. Далее острым концом палочки делаем 3-4 движения к центру.
5. «Морская звезда». Ставим красную точку широким концом палочки или несколько раз одним цветом, каждый раз по центру.
Вытягиваем тонким концом палочки пять лучей движениями от центра, можно поставить вдоль лучей мелкие точки.
6. «Рыбки-фон». Набрызгиваем кисточкой мелкие яркие капли (зеленые, желто-зеленые).
Формируем расплывчатые силуэты рыбок (это задний второй план).
7. «Рыбка-бабочка». Ставим широким концом желтую точку (или добавляя один цвет в точку, увеличиваем ее).
Движением вверх от центра формируем верхний плавник, от центра вниз – нижний плавник, двумя движениями к центру формируем хвостик.
Ставим синюю точку, тонким концом палочки вытягиваем вверх дугой. Повторяем белым цветом.
Ставим маленькую синюю точку- «глаз».
8. «Медуза». Ставим белую точку в нее синюю, красную, белую.
Из центральной белой точки движением от центра вытягиваем щупальца. Формируем тело-купол движениями к центру.
9. «Осьминог». Ставим две красные точки рядом. В центр их по белой тонким концом палочки.
Вытягиваем «руки» движениями от центра нижней точки, можно волнообразными. Формируем голову движениями к центру.
10. Когда рисунок готов, накладываем лист бумаги, плотно прижимаем, проглаживаем гребнем, снимаем протаскивая по бортику.
11. Выкладываем для просушки.
Детские работы:
Устраиваем выставку, обсуждаем, отмечаем, что понравилось в работах.
(Тем детям, что раньше закончили рисовать, можно предложить книги и журналы о море, морских обитателях.)
Прощаемся.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование в технике эбру для детей 6-12 лет "Нарциссы" пошагово с фото
Рисование в технике эбру для детей 6-12 лет "Сирень" пошагово с фото
Конспект занятия по рисованию в технике эбру для детей 5-7 лет "Цыпленок" пошагово с фото
Мастер-класс с пошаговыми фото по рисованию в технике эбру "На большом воздушном шаре" для детей 6-1