Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах

Из опыта работы учителя русского языка. Статья «Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах (по учебнику под редакцией М.М. Разумовской)»
Аннотация к педагогической статье
Материал представляет собой методическое обоснование применения дифференциации домашних заданий на уроках русского языка в 5-6 классах. Практическая значимость работы заключается в том, что дифференциация домашних заданий не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Необходимо отметить также, что введение разноуровневых домашних заданий дает возможность получения не только предметных результатов обучения, но и метапредметных, таких как способность извлекать информацию из разных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, создавать, совершенствовать и редактировать собственные тексты и.т.п. В целом внедрение технологии, направленной на дифференциацию домашних заданий, позволяет усовершенствовать систему организации учебного процесса и повысить качество образования.

Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах (по учебнику под редакцией М.М. Разумовской).
Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности современной школы. По русскому языку – ситуация удручающая. Слабые ученики ищут спасения в ГДЗ (сборник готовых домашних заданий) или в помощи родителей, средние и сильные исполнительные ученики выполняют задания, тяготясь повседневным изматывающим переписыванием упражнений и выполнением однообразных заданий. ФГОС нового поколения же говорят нам о том, что необходимо формировать интерес к предмету не только через личный образовательный результат, но и через процесс. То есть, ученику должно нравиться выполнение домашнего задания, так он лучше усвоит учебный материал. Кроме того, концепция развивающего обучения говорит о том что, задание на дом должно быть дифференцированным, чтобы учащийся смог выбрать посильное для него задание, выполнив которое он почувствует уверенность в себе и сможет раскрыть свой потенциал.
Домашние задание всегда направлено на какой-либо результат, который ФГОС делят на два уровня сложности: базовый и повышенный.
Такой подход основан на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. В частности он говорит о том, что у ребёнка есть два уровня развития – актуальный ( присутствует на данный момент) и потенциальный ( которого может достичь при создании определённых условий). Так и базовый уровень домашнего задания подразумевает то, что учащийся способен его выполнить при помощи умений, выработанных на данном уроке и ранее. А повышенный – то, что кроме умений, полученных на уроке, учащийся применит и закрепит иные умения.
Цель дифференцирования домашних заданий состоит в том, что обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей при выполнении домашней работы. Объём и сложность задания должно быть на доступном для него уровне.
Использование дифференцированных домашних заданий позволяет решать следующие задачи:
1) обеспечить возможность углубления, систематизации и обобщения знаний и умений, полученных на конкретном уроке в соответствии с уровнем обученности учащегося;
2) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащегося при выполнении домашнего задания;
3)содействовать формированию не только предметных учебных действий, но и метапредметных, создавая для этого условия.
Для облегчения работы учителя и учащихся, в методической литературе рекомендуется составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и повышенного уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в повышенный, соответственно, - задания для сильных учеников. Но как показывает практика, эти рекомендации остаются только в теории.
Данная статья направлена на то, чтобы конкретизировать понятие разделения домашнего задания на разные уровни в рамках предмета «русский язык», составить принципы разработки и формы заданий разного уровня сложности.
Для применения дифференциации домашних заданий в работе учителям необходимо выделить для себя принципы составления разноуровневых заданий и предпочитаемые формы работы.
Принципы составления дифференцированных заданий по русскому языку в 5-6 классах
1) Базовый уровень домашнего задания
Задание должно быть основано на предметном материале урока.Должен присутствовать образец выполнения (либо в учебнике, либо в классной работе) Следует добавить один из языковых разборов слова (умение проводить различные виды анализа слово - обязательное требование ФГОС по русскому языку).
2) Повышенный уровень..
Задание должно быть основано на предметном материале урока. Образца выполнения нет, учащийся сам решает, как выполнять задание. Добавить один из языковых разборов слова на выбор учащегося.Допустимо творчество в оформлении (межпредметные связи с ИЗО, технологией).
Формы дифференцированных заданий по русскому языку в 5-6 классах:
Базовый уровень домашнего задания:упражнение из учебника с исходным заданием,текст из упражнения учебника + задание учителя по образцу классной работы. Повышенный:упражнение из учебника + творческое задание,творческое задание на основе текста из упражнения учебника,формулировка задания из учебника русского, а текст – из учебника литературы;создание собственного небольшого текста на основе материала урока,подбор текста и самостоятельное составление заданий к нему.
В данной статье мы хотим показать примеры дифференцированных заданий по конкретной теме («Имя существительное») в конкретном классе (6 класс) по учебнику под редакцией М.М. Разумовской .
Примеры заданий по теме «Имя существительное» 6 класс (УМК под редакцией М.М. Разумовской).
Тема урока - Морфологические признаки имён существительных - базовый -№ 97 - письменно,РЕШЕНИЕ - фонетический разбор, повышенный - нарисовать и вырезать человека-существительное ( размера А4) + три смены одежды к нему с непостоянными признаками существительного.
Тема урока - Способы словообразования имён существительных,базовый - №111 (1,3) собачонка - по составу, повышенный - у по три примера на каждый способ словообразования существительного, составить с ними небольшой связный текст на тему «Осень в парке».
Тема урока - Сложение как способ словообразования имён существительных. Словообразовательные цепочки - базовый - составить словообразовательные цепочки со словами ЛЁД, РЕМОНТ + примеры на сложение с этими словами, повышенный - составить словообразовательные цепочки со словами, которые начинаются на буквы М, С, Т + примеры на сложение.
Тема урока - Сложносокращённые слова -базовый №118, Спб - словообразовательный разбор, РАйПо - словообразовательный разбор, повышенный - составить текст про Санкт-Петербург с 5-ю сложносокращёнными словами.
Тема урока - Сложносокращённые слова (закрепление)-базовый - №132 МОРОЖЕНОЕ - морфологический разбор, повышенный - на А4 сотворить кроссворд из сложносокращённых (слитных) слов ( 5 по горизонтали, 5 по вертикали).
Тема урока - Произношение имён существительных-базовый - №164, РЕДАКТОР - фонетический разбор, инженер - фонетический разбор,повышенный - с. 40 "Ларчик" (учебник литературы) затранскрибировать первые 8 строк.
При внедрении в практику дифференциации домашних заданий важно дать учащимся чёткое понятие о базовом и повышенном уровне задания. Во-первых, чаще всего, ученики воспринимают это деление как задания для «слабых» и «сильных» учеников. Возникает опасения, что при выполнении базового уровня заданий, учащийся будет считаться слабым, а повышенный уровень - только для отличников. Необходимо ясно и понятно объяснить, что выполнять задания разных уровней может любой учащийся. Во-вторых, учащиеся пятых классов стремятся показать свой хороший уровень знаний и старательность и выполняют задания обоих уровней. Этого желательно не допускать, так как ребёнок может быть перегружен в результате выполнения большего объёма работы, чем требуется.
Несмотря на всю оправданность применения дифференциации домашних заданий, на практике выявляются и преимущества и недостатки их применения.

Преимущества:
1) Учащихся воодушевляет возможность выбора задания;
2) У учащихся творческой направленности, которые обычно считают русский язык скучным предметом, повышается интерес к предмету – они могут самореализоваться при выполнении домашнего задания.
3) Иногда слабые учащиеся выполняют повышенный уровень задания, поняв его суть, справляются с ним. Вследствие этого, у них повышается самооценка и появляется интерес к предмету, который они считали трудным и непонятным для себя.
Недостатки:
1) Неудобство подачи при отсутствии проектора и экрана, записывать формулировки нужно заранее и на скрытой части доски или тратить на запись задания время урока.
2) Неудобство записи в дневник – не помещается в строку. Одно из заданий помещается, но чаще всего учащиеся стремятся записать оба, чтобы выбрать дома.
3) Часто слабый ученик выбирает повышенный уровень, так как по формулировке задания думает, что оно легче. Но из-за отсутствия необходимых знаний, и умения пользоваться различными источниками информации выполняет задание некачественно.
4) Очень слабые учащиеся выполняют базовое задание при помощи сборников готовых домашних заданий, вне зависимости от формулировки задания и образцов классной работы. Такое выполнение естественно неэффективно.
5) Отсутствующие учащиеся не имеют образца классной работы и затрудняются выполнить задание. Кроме того, им чаще всего сообщают только об одном задании (которое выполняет тот, у кого спросили).
Некоторые недостатков можно избежать, но это требует дополнительных времязатрат. Например ученик записывает домашнее задание в тетрадь карандашом, а дома выбирает одно из заданий, которое записывает в дневник. Формулировки домашних заданий и образцы выполнения дублируются в социальных сетях для тех, кто не успел (забыл) записать, и для тех, кто отсутствовал.
При учёте всех плюсов и минусов дифференциация домашних заданий может быть использована учителями русского языка и в старших классах с корректировкой формулировок и содержания домашних заданий. Принципы и формы работ разного уровня могут быть применены и в начальной школе.
Список литературы
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2) Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – М., 1982
3) "Русский язык. 5-9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителей. ФГОС" – М., «Просвещение», 2014
4) Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М., «Дрофа», 2015

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Опубликовано: 2658 дней назад (13 августа 2017)
Просмотров: 4922
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Наталья Владимировна Ежевская # 13 августа 2017 в 13:01 0
Полина Анатольевна, коллега, здравствуйте! Весьма полезна ваша методическая разработка с примерами дифференцированных заданий по русскому языку, подходит не только к программному комплексу Разумовской. Особенно импонирует то, что вы являетесь сторонницей выдачи домашнего задания учащимся (это несмотря на последние "веяния": разгрузить ученика после уроков, так как он должен все изучить в школе...) Я тоже сторонница домашних заданий, но оценивая работу учащихся, все же отмечаю их уровень репликами вроде: "Молодец, что пробуешь задания для более подготовленных"... Расскажите, пожалуйста, как вы выстраиваете работу по проверке этих дифференцированных заданий, ведь в рамки урока это не уложится: частично, выборочно по каждому уровню? И огромное спасибо за разработку!