Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие в 7 классе с презентацией на тему: Жизнь и творчество Глинки

Разработка внеклассного занятия для 7 класса на тему «Жизнь и творчество М.И.Глинки»
Автор: Фахрутдинова Светлана Геннадиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 г.Сызрани
Описание материала. Внеклассное занятие предназначено для учащихся 7 класса. В нем используется презентация, в которой рассказывается о жизни и творчестве М.И.Глинки. Данная разработка будет интересна учителям музыки и классным руководителям.
1. Задачи:
Обучающие: познакомить с биографией М.И.Глинки, с его музыкальными произведениями,
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативные навыки; развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
Воспитательные: воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, формировать понимание значимости искусства в жизни каждого человека
2. Формы работы с учащимися: беседа, лекция, сообщения учащихся, театрализация
3. Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока
1. Организационный момент
2. Тема, цель мероприятия
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к гениальному русскому композитору - Михаилу Ивановичу Глинке, узнаем много интересного о его жизни, познакомимся с его музыкальными произведениями.
Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. (Слайд 1)
3. Знакомство с биографией композитора.
1) Сообщения учащихся.
Учащийся 1: В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки.
Был он в детстве слабым и болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею.

У Михаила Глинки по линии предков никто не выказывал особых дарований. Бабушка держала его под своей опекой.

Она оберегала ребенка от сквозняков, простуды. Его выносили во двор только в сухую и теплую погоду, а комнаты, где он находился, жарко топили от ранней осени до поздней весны.
Миша начал ходить только в полтора года. Его младенческие впечатления от внешнего мира были очень ограничены. Возможно, это способствовало его обостренной чувствительности. Он с особой чуткостью прислушивался и присматривался к окружающему. Яркие его переживания были связаны с народными песнями, сказками, потехами.
В праздничные дни к Глинкам приезжали родственники. У братьев бабушки был крепостной оркестр. Они привозили с собой музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка. Особенно нравились будущему композитору знакомые народные мелодии. В оркестровом исполнении они звучали по-особенному, радуя и тревожа душу.

Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную, мелодичную музыку. Она его заворожила. Он лег спать, вокруг стало тихо, а музыка все еще звучала в нем. Утром на уроке рисования был рассеян. Учитель поинтересовался, что его так отвлекает? «Музыка, — ответил Глинка. И добавил: Что же делать? Музыка — душа моя».
(Слайды 2-4)
Учащийся 2: У родителей композитора, Евгении Андреевны и Ивана Николаевича было тринадцать детей. Но мать пережили только четверо - Михаил, Мария, Людмила, Ольга. Для любящей матери потеря детей была страшным горем, но Евгения Андреевна находила в себе силы, чтобы вести хозяйство, и с удвоенной заботой пеклась об остальных детях и их семьях.

М. Глинка с матерью и сестрой
"Милая и бесценная маменька", "ангел-маменька", "ваше нежное родительское сердце", "что бы ни стало со мной, чувства сыновней к вам преданности ничто не изменит", "любовь к вам не допустит меня до отчаяния"
- с такими словами обращался к матери Михаил Иванович Глинка в своих письмах. Евгения Андреевна всегда была для него духовной опорой и заботливой помощницей, а великий композитор всегда оставался для матери "деткой", которого нужно утешать и ободрять. (Слайд 5)
Учащийся 3: В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель. С ним занимались лучшие педагоги, обучая главным образом игре на фортепиано.

Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником, чиновником пятого класса. В родном имении - Новоспасском - всю зиму провел в занятиях с крепостными оркестрантами. Некоторые пьесы и вариации Михаил Глинка сочинял сам.
С весны 1824 года он стал работать секретарем Совета путей сообщения. Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как остроумный интересный собеседник, а главное — как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал. Постепенно его все больше увлекало сочинение сонат и романсов. (Слайды 6-7)
Учащийся 4: Летом 1828 года Глинка не раз встречался с Пушкиным и Грибоедовым. Тогда же написал романс на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне...».

Учащиеся слушают романс.
Позже он четыре года путешествовал по Италии, посещал оперу и концертные залы, сочинял сам, но по-прежнему остерегался браться за крупные произведения. Только вернувшись в Россию, продумал тему Ивана Сусанина и принялся писать оперу. Она была принята к постановке в Санкт-Петербургском Большом Императорском театре. Отчасти поэтому название оперы стало «Жизнь за царя», а позднее «Иван Сусанин». (Слайд 8)
2) Театрализация.
Учащийся 5: В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье".
(Слайд 9)

Звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия».
С разных сторон к учащемуся подходят актеры.
Пушкин. Впервые я встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. «Позволительно ли быть до того прелестною? - крикнул я, увидев вас.
Учащийся 5: Прошло 6 лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой.
А.Керн. Мы сидели за обедом, вдруг вошли Вы… Вы очень низко поклонились, но не сказали не слова: робость была видна в Ваших движениях…мы не скоро ознакомились и заговорили.
Пушкин. Вскоре мне пришлось уехать. Перед отъездом я пришел в Тригорское и на прощанье подарил Вам отпечатанную главу «Евгения Онегина» В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок бумаги со стихами.
А.Керн. Да, Вы написали мне восторженные строки («Я помню чудное мгновенье»)
Учащийся 5: Уже через два дня Пушкин писал Алексею Вульфу: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе…
Учащиеся слушают романс «Я помню чудное мгновенье…»
3) Сообщения учащихся
Учащийся 6: 27 ноября 1842 г. – ровно через 6 лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина”- состоялась премьера второй оперы Глинки – “Руслан и Людмила” - первая русская сказочно-этическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.


Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине.
Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало. (Слайды 10-11)
За свою жизнь Глинка создал много замечательных произведений. (Слайд 12)
4) Учитель: В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в селе Новоспасском. Там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.
(Слайд 13)



Учитель: Новоспасское является первым и единственным музеем композитора. В год музей обслуживает до 15 тысяч посетителей, а за все время существования - 500 тысяч человек.
Ежегодно в конце мая — начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Часть празднований проходило в родовой усадьбе композитора.
Есть также сайт музея и сайт храма, на которых можно не только познакомиться с жизнью и творчеством русского композитора, посмотреть фотографии, но и совершить панорамные экскурсии.
Сайт музея и Сайт храма
Надеюсь, наше занятие вам понравилось.
4. Подведение итогов. Беседа.
1. Где родился известный композитор?
2. Какие произведения Глинки вы знаете?
3. Какие произведения композитор посвятил Екатерине Керн?
4. Чем славится село Новоспасское?
При составлении разработки мероприятия и презентаций был использован материал интернет-ресурсов.
Презентация на тему: Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов Сценарий конкурсной программы по профориентации, 7-9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 6-9 класса с презентацией. Тема: Эпонимы
Опубликовано: 2448 дней назад (6 августа 2017)
Просмотров: 2846
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!