Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 6-9 класса с презентацией. Тема: Эпонимы
План-конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему "Эпонимы" с презентацией
1. Фахрутдинова Светлана Геннадиевна
2. ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
3. Учитель русского языка и литературы, первая категория
4. Предмет: русский язык
5. 6-9 классы
6. Тема: Эпонимы
7. Цель урока: научить учащихся выявлять эпонимы в письменной и устной речи.
8. Задачи: Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся об именах собственных и нарицательных, познакомить их с эпонимами. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, расширить их словарный запас. Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.
9. Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
10. Формы работы с учащимися: беседа, лекция, демонстрация презентации, практическая работа.
11. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический).
12. Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор.
Структура и ход урока
План – конспект урока можно представить в виде таблицы, которая включает в себя следующие пункты: № , этап занятия, деятельность учителя, деятельность учащихся, использование ИКТ(просмотр презентации), время. 1. Организационный момент. (2 мин.) 2. Повторение изученного материала.(3 мин.) Деятельность учителя: задаю вопросы учащимся про собственные и нарицательные имена существительные, рассказываю о переходе имен собственных в имена нарицательные. Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, слушают. 3. Тема, цель занятия(2 мин.) Деятельность учителя: объявляю тему и цель занятия. Деятельность учащихся: слушают, задают вопросы. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайд 1.
4. Изучение нового учебного материала. Деятельность учителя: даю понятие эпонимов и рассказываю учащимся о том, как они образуются в русском языке.
В презентации материал поделен на группы, и я последовательно знакомлю учащихся с каждой группой эпонимов.
После просмотра каждой группы спрашиваю учащихся о том, какие эпонимы они используют в своей речи. Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайд 2.
1)1группа (Эпонимы, образованные от имен и фамилий людей)
Деятельность учителя:
- Многие эпонимы образуются от имен и фамилий людей. Это исторические личности, правители, известные люди, ученые, путешественники, основатели фирм. Примечательно, что многие физические единицы измерения относятся как раз к этой группе эпонимов (Джоуль, герц, паскаль , ньютон , ватт , кельвин, ампер, кулон, фарад- Майкл Фарадей, ом, бел-децибел). Использование ИКТ (просмотр презентации): слайды 3-8 (5 мин.).
2)2 группа (Эпонимы, образованные от товарных знаков, марок, фирм, компаний)
Деятельность учителя:
-В имена нарицательные переходят и названия торговых марок. Это связано чаще всего с тем, что в языке отсутствует простое слово для обозначения рекламируемого предмета или компания выпускает товар, которого не было ранее. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайды 9-12(5 мин.).
3)3 группа (Эпонимы, образованные от географических названий)
-Многие имена и фамилии литературных героев стали нарицательными. Это связано с популярностью произведений или актуальностью данных образов. Особенно много таких героев в пьесах Уильяма Шекспира, английского драматурга и поэта, жившего в 16 веке. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайды 13-15(2 мин.)
4)4 группа (Эпонимы, образованные от имен и фамилий литературных героев)
Деятельность учителя:
-Многие имена и фамилии литературных героев стали нарицательными. Это связано с популярностью произведений или актуальностью данных образов. Особенно много таких героев в пьесах Уильяма Шекспира, английского драматурга и поэта, жившего в 16 веке. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайды 16-19 (5 мин.).
5)5 группа (Эпонимы, образованные от имен мифологических персонажей)
Деятельность учителя:
- Эпонимы, образованные от имен мифологических персонажей, можно встретить в медицинской терминологии. Особенно много таких эпонимов в психиатрии (нарциссизм, фобия, синдром Эдипа, синдром Отелло и другие). Использование ИКТ (просмотр презентации): слайды 20-23 (5 мин.).
5. Практическая работа в группах (по 2 человека) на закрепление изученного материала (10 мин.). Деятельность учителя: перед занятием готовлю тексты, где встречаются эпонимы. Раздаю их учащимся и предлагаю найти в них эпонимы. Деятельность учащихся: выполняют практическую работу, затем по истечении определенного времени (5 мин.) зачитывают найденные слова и указывают, к какой группе они относятся. 6. Подведение итогов (4 мин.). Деятельность учителя: задаю вопросы:
- С какими интересными словами вы сегодня познакомились?
- Много ли их встречается в письменной и устной речи? Где их больше?
-На какие группы можно поделить эпонимы?
- Где чаще всего можно встретить эпонимы, образованные от имен мифологических персонажей? (В медицине.)
-От чего образованы известные нам единицы измерений? (От имен и фамилий реальных людей - ученых.)
-Повышает ли знание эпонимов нашу грамотность?
После ответов учащихся подвожу итоги занятия, используя слайд презентации. Использование ИКТ (просмотр презентации): слайд 24.
Приложение Карточка 1 Найдите в тексте эпонимы, попробуйте определить, как они были образованы.
Боязнь высоты у некоторых людей проходит сама собой, спустя какое-то время. Но, если годы идут и ничего не происходит, нужно действовать. К сожалению, многие существующие сегодня техники по борьбе с этим типом фобии, являются неэффективными. Проблема в том, что боязнь высоты – это естественный страх, который вырабатывает защитный механизм, отвечающий за безопасность. Но в норме он не должен доходить до панических состояний. Фобия – это патологический, неконтролируемый страх. Не нужно считать себя безнадежным. Многим людям удалось победить акрофобию даже без помощи психотерапевта. (Из статьи по психологии.)
(Фобия - от мифологического персонажа Фобоса, вселяющего страх; панических (от слова паника) – образовано от имени греческого бога Пана, повелевающего стихийными силами и способного вызвать ужас и страх)
Карточка 2 Найдите в тексте эпонимы, попробуйте определить, как они были образованы.
И вот открылся кран, потекла струя воды. По всей трубе течет, двигаясь от насоса к расходному крану. А как только замкнулись контакты выключателя, в проводах потекли электроны. Что это за движение? Это ток. Электроны текут. И это движение, этот ток тоже имеет свою единицу измерения: ампер.
Вот, как-то так, если образно представлять себе основные характеристики электричества. А с точки зрения науки все строго: существует так называемый закон Ома. Гласит он следующим образом: I = U/R.
I - сила тока. Измеряется в амперах.
U - напряжение. Измеряется в вольтах.
R - сопротивление. Измеряется в омах.
Есть еще одно понятие - мощность, W. С ним тоже просто: W = U*I. Измеряется в ваттах. (Из учебника по физике.)
(Вольт, ампер, ом, ватт – от имен ученых)
Карточка 3 Найдите в тексте эпонимы, попробуйте определить, как они были образованы.
С первого класса я очень любил играть в лего конструкторы, потом увлекся музыкой. Снова начал заниматься конструированием в классе пятом, когда мои ровесники играли в компьютерные игры. Сейчас у меня уже целая коллекция фигурок из лего. Там есть и короли, и герои «Звездных войн», и пираты, и рыцари, и супергерои. У меня даже есть персонажи мультфильма «Скуби-ду», хотя дог Скуби больше похож на добермана. Коллекция моя постоянно пополняется, и я ей очень горжусь. (Из материалов Интернета)
(Лего - от названия торговой марки, короли – от имени Карл Великий, доберман – от имени селекционера, который вывел эту породу собак ) Информационные источники
• Блау М. Г. Судьба эпонимов. 300 историй происхождения названий: словарь-справочник. — Москва: ЭНАС, 2010.
• Блау М. Г. От добермана до хулигана. Из имен собственных в нарицательные. — Москва: ЭНАС, 2010.
Интернет - ресурсы
Мне очень понравился материал. Вы натолкнули меня на мысль... Часто в повседневной жизни мы используем те или иные слова и не знаем, что они являются эпонимами. Это безусловно можно использовать в работе!!!