Путешествие в биологический центр (употребление фразеологизмов в речи).
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-6 классов
Автор. Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ № 4» г.Семей ВКО.
Анонс. Материал предназначен для учащихся 5-6 классов, а также всем, кто любит русский язык, желает сделать свою речь образной, лаконичной, красивый. Данный материал можно применять как на уроках русского языка, культуре речи и внеклассных мероприятиях по предмету.
Цель. Актуализация теоретических знаний по фразеологии.
Задачи:
- продолжить формировать умение определять лексическое значение оборота;
- развивать образное мышление учащихся;
- способствовать расширению словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами;
- закрепить умение самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- учить пользоваться фразеологическим словарём;
- воспитание интереса к предмету, используя материал занимательной грамматики.
Повторение. Лексическое значение слова, словосочетание.
Оборудование.
- Словари-справочники (учащиеся ведут индивидуально с пятого класса).
- Выставка книг.
- Тетради по культуре речи.
Высказывания о красоте речи. От хорошего слова душа расцветает.
Беседа.
На доске и в тетрадях записываем – «Фразеологизмы».
Задаем вопросы: сколько корней в этом слове, какое значение имеет слово фраза?
Записываем дословное значение: phrases –
«выражение», logos –
«учение».
Задание. Создайте ассоциативную карту со словосочетанием «фразеологические обороты».
Создаем ассоциативную карту. Пример записи.
Учитель. Образ – символ, называющий животное, начал формироваться еще в древние времена, потому что человек еще только учился познавать мир. Человеку трудно было объяснить, почему гром, почему светит солнце, почему собака стала ему служить, помогать, защищать, а волк так сильно похожий на собаку так и остался жить в лесу, угрожая человеку своими набегами. Так появилось много поверий. Каждый народ толковал по-своему, поэтому могло существовать два или даже несколько мнений по поводу того или иного животного. Например, заяц – символ трусости. Трусишкой он изображен в русских сказках, во фразеологии, но мы не найдем ни в одной сказке его связь с нечистой силой.
Задание. Узнайте, что символизируют следующие животные: медведь, овца, волк, лошадь, лиса, баран, заяц. Приведете примеры фразеологических оборотов, подтверждающие ваши гипотезы.
Вывод. Изучив повадки животных, поведение человека в отдельных ситуациях, мы пришли к выводу, что образ-символ ярко характеризует не только поведение человека, но и образно выражает отношение к ситуации, что позволяет сделать речь яркой, наглядной, эмоциональной.
Задание. Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизмы. Устно объясните их значение.
Белая ворона – во дворе белая ворона.
Ответ. Человек не такой, отличающийся от других.
Куры во дворе –
курам на смех.
Ответ. Глупость, нелепость какого-либо поступка, высказывания, работы.
Подложить свинью – свинья в огороде.
Ответ. Сделать гадость, подставить кого-либо.
Новое седло –
как корове седло.
Ответ. Совсем не подходит.
Заблудшая овечка – овечка в лесу.
Ответ. Сбившийся с пути человек.
Вывод. Одно и то же слово может быть использовано как в свободном, так и не в свободном словосочетании.
Задание. Самостоятельно объясните следующие фразеологические обороты: волк в овечьей шкуре, куриные мозги, купить кота в мешке, крокодиловы слёзы, львиная доля, белая ворона, медвежья услуга.
Во время выполнения задания можно пользоваться фразеологическим словарем.
Вывод. Невозможное явление и странное поведение животных подразумевает ложное, нежелательное поведение человека. Используя подобные фразеологические обороты, мы в лаконичной форме объясняем человеку, что нам понятны его поступки, поведение.
Задание. Замените часто встречающиеся в речи фразеологизмы синонимами.
Кошки на душе скребут – волнение.
Знает кошка, чьё сало съела – виновата.
Как кошка с собакой – ссориться.
Гонять собак – бездельничать.
Идёт как корове седло – не к лицу, некрасиво.
Как корова на льду – неуклюже.
Вывод. Фразеологические обороты всегда можно заменить одним словом, значит, и в предложении будет являться одним членом предложения.
Задание. Подберите к фразеологическим оборотам фразеологические синонимы.
Например: ахиллесова пята – слабое место.
Как рыбе зонтик, ни рыба ни мясо, кот наплакал, черепашьим шагом, брать быка за рога, делать из мухи слона, считать ворон.
Учащиеся выполняют работу. делают записи в тетрадях.
Образец ответа.
Задание. Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты, в которых встречаются отгадки.
- Не говорит, не кусает, а кто к хозяину идет – она знать дает?
Ответ. Собака.
- Калачик шерстяной лежит, двумя ушами шевелит, проснётся, потянется, к молочку тянется. Автор Леонов В.А.
Ответ. Кошка.
1 группа записывает фразеологизмы со словом кошка.
2 группа записывает фразеологизмы со словом собака.
По окончании работы группы обмениваются своими работами, читают, дополняют, возвращают работы в исходные группы. Здесь будет уместен приём «Карусель».
Задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
1. Делить шкуру неубитого ______ .
Ответ: медведя.
2. Купить _______________ в мешке.
Ответ: кота.
3. Согнуть в ________________ рог.
Ответ: бараний.
Задание. Вспомните устойчивые обороты со словом
как. Укажите, в какой ситуации вы употребляете данные обороты.
Надулся как __________ на крупу.
Ответ: мышь.
Вертится как __________в колесе.
Ответ: белка.
Ползет как _______________.
Ответ: черепаха.
Как ________________в воде.
Ответ: рыба.
Как с ______________ вода.
Ответ: гуся.
Вывод. Данные фразеологические обороты желательнее употреблять в разговорной речи. Наша речь станет яркой, эмоционально окрашенной, лаконичной.
Зоологическая элегия.
Задача. Прочтите стихотворение П. Хмары. Найдите и выделите фразеологические обороты в стихотворении. Сколько оборотов употребил автор в стихотворении?
Всем учащимся раздается распечатанное стихотворение «Зоологическая элегия». Учащиеся работают самостоятельно, читают, подчеркивая фразеологизмы, затем подсчитывают, сколько автор употребил оборотов в элегии. После работы учащиеся вклеивают стихотворение в тетрадь по культуре речи.
Учащиеся перечисляют фразеологизмы, корректируют свою работу, обмениваются впечатлениями.
Ответ. 23 фразеологизма.
Вывод.
Учитель. Наше путешествие в биологический цент подошло к концу. Сегодня мы с вами только начали свое знакомство с животными, проживающие в центре фразеологических оборотов. Завершить экскурсию хотелось бы словами:
«Каждый фразеологизм – как драгоценный камень, который блестит, пока люди о нём помнят».
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке одним из фразеологических оборотов, который соответствует вашей деятельности. Напишите фразеологический оборот
на звездочке, если работу оцениваете положительно;
на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии.
Для выполнения задания необходимо приготовить магнитную доску, магниты, фломастеры, звездочки, тучки, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно вписать фразеологический оборот, который характеризует его деятельность на уроке.
Также можно заранее приготовить звездочки, на которых будут записаны фразеологические обороты с положительной оценкой и с негативной оценкой. Эта будет и образцом выполнения задания, и возможно помощь для тех, кто еще не может самостоятельно справиться с заданием.
Положительная оценка собственной деятельности на занятии.
Отрицательная оценка собственной деятельности на занятии.
Учащиеся выражают свое мнение. Прикрепляют свою звездочку/тучку к магнитной доске.
Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.
1. Внимательно изучите материал по теме «Лексика. Фразеологические обороты».
2. Найдите в словаре и выпишите фразеологические обороты типа «ни рыба ни мясо». Обратите внимание на постановку знака препинания внутри оборота.
3. Создайте свой сборник фразеологизмов с юмористическими рисунками.
4. Составьте самостоятельно карточки или презентацию на тему «Фразеологические обороты, в состав которых входит слово голова (ухо, рука).
5. Твое задание.
1-2 задание является обязательным для всех. 3-4 задания учащиеся выбирают по выбору. 5 задание творческое, поэтому желательно, чтобы учащиеся учились работать с дополнительной литературой, появилось желание поделиться с изученной интересной информацией. Работа выполняется в тетради для дополнительных заданий. Тетради можно дать название, связанное с культурой речи.
Всем спасибо.
Литература.
1.Быстрова Е.А. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся национальных школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский. – Л.: Просвещение, 1984. – 271с.
2.Молотов А.И. Основы фразеологии русского языка. – «Наука», ленинградское отделение Ленинград, 1977. – 283с.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 – 6 класса
КВН по русскому языку для 5 класса
Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 6-9 класса с презентацией. Тема: Эпонимы
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 6 класс
Урок путешествие по русскому языку, 5 класс. Имя существительное. Повторение изученного
Урок русского языка в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи
Викторина по русскому языку в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах