Цели:
- повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;
- знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки;
- уметь распознавать прилагательные среди других частей речи, согласовывать с другими частями речи, употреблять в речи;
- воспитание мотивации к обучению.
Форма урока: ролевая игра «В мастерской художника слова».
I. Организация урока.
II. Мотивационно-целевой блок.
- Прочитайте текст.
Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, березу. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.
- Какова основная мысль этого текста? Почему у разных людей различный дар зрения?
Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем различаются картины, увиденные разными людьми? Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?
Итак, тема нашего урока - «Понятие об имени прилагательном».
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы на этом уроке? Постарайтесь определить задачи и определить цель.
Учащиеся формулируют свои задачи и цель урока; учитель обобщает ответы ребят.
Учитель. Сегодня я предлагаю вам побыть художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень неравнодушными. Я приглашаю вас в мастерскую художников слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно...».
- Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть? В ней есть место прилагательным? Тогда давайте беречь наш дар зрения, развивать его. Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но... чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.
III. Содержательный блок.
1. Словарная работа.
Прилагательное:
- Проведите разбор слова.
- Почему у этой части речи такое странное название?
- К чему оно «прилагается»?
- Кто его вечный спутник?
Устная работа по заявленным вопросам.
2. Блицопрос.
1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?
2. Что обозначает прилагательное?
а) Предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
3. Чем, как правило, является прилагательное в предложении?
а) Подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
- Давайте попробуем дать определение имени прилагательному.
3. Зрительный диктант.
- В предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова.
Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы ______, обозначает ________, в предложении является ________ .
- Вспомните, какие три признака лежат в основе классификации слов языка по частям речи? Все ли признаки присутствуют в нашем предложении? Грамотно и точно ответить на этот вопрос вам поможет теоретический материал учебника.
4. Самостоятельная работа с учебником (задача: дополнить определение имени прилагательного).
- Итак, что такое прилагательное?
Учащиеся формулируют полное определение, подтверждая каждый его тезис примерами.
5. Работа с текстом.
- Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные, характеризующие одежду человека в таком порядке: 1) обозначающие цвет; 2) размер; 3) оценку. Докажите, что это прилагательные. В доказательстве обратите внимание на общее грамматическое значение, вопрос, морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных прилагательных.
♦ На краю дороги, наклонившись над канавой, стоял человек небольшого роста, одетый самым смешным образом. На нем болтался широчайший серого цвета балахон с двумя крыльями вместо рукавов, ноги его были обуты в желтые башмаки с большими красными пуговицами, а на голове красовалась черная шляпа с такими огромными полями, что издали ее можно было принять за зонтик (А. Свирский).
Учитель. Используя свой дар зрения, определите, какую роль играют прилагательные в данном тексте. Чем отличается роль прилагательных в тексте упражнения от роли прилагательных в тексте, рассмотренном в начале урока?
Ученики делают вывод о том, что прилагательные могут использоваться как при описании природы, так и при описании внешности человека.
6. Морфемный разбор выделенных прилагательных.
- Объясните, каким правилом регулируется написание окончаний прилагательных.
Упражнение. Распределите данные словосочетания в соответствии со схемами: «прил. + сущ.», «прил. + сущ. с предл.», «нареч. + прил.»:
♦ Немного грустный, грустный от разлуки, грустное настроение; холодный ветер, очень холодный, холодная от ветра; хрупкий ледок, хрупкий по природе, чрезвычайно хрупкий.
7. Самостоятельная работа.
Спишите текст, дописывая окончания прилагательных. Найдите словосочетания «прил. + сущ.» (с главным словом существительным).
♦ Ярк... изумруд озимых, золотой багрянец березов... рощ. Молод... осинки выбежали на опушку. Солнце спряталось. Бледно-ясн... небо покрылось перламутром прозрачн... тучек. Неярк... свет выткал бронзов... кружево листвы. Ветер пробежал по ветвям деревьев, и звонк... их шорох нарушил тишину. Тонк... стволы юн... осин зябко жались друг к другу, словно чуя приближение холодов. Ветер вырвался из плена березов... рощи и покатил зелен... волны по озими, и, набравшись сил, поднялся к небу, и тронул с места пушист... стадо облаков. Осень. Про- зрачн... легк... тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев. Шумят макушки сосен.
8. Творческая работа.
Учитель. Продолжаем наполнять мир вокруг нас самыми разными прилагательными.
- Подберите признаки к указанным предметам.
счастье - ……; здоровье - ……..; настроение - ………;
труд - ……..; отдых - ………; страх - …….. .
- Какова роль прилагательных?
Учащиеся делают вывод о том, что прилагательные могут обозначать признаки отвлеченных имен существительных, то есть используются при описании состояния человека.
9. Обобщение.
- Итак, подошел к концу наш урок, где каждый из вас попробовал быть художником слова... Мы вслушивались и всматривались в мир вокруг нас, находили в нем имена прилагательные, определяли их роль. Мы узнали, по каким законам «живут» прилагательные, научились согласовывать их с существительными. Но дар зрения необходимо развивать. Попробуйте свои силы и наполните мир своими прилагательными.
10. Сочинение-миниатюра.
Темы: «Ноябрьское утро», «Осеннее настроение», «Мой новогодний костюм».
IV. Подведение итогов.
Цели:
- знать выразительные возможности прилагательных, их роль;
- развивать умение определять значение прилагательных (на примере текста художественного произведения - романа А. С. Пушкина «Дубровский»);
- воспитывать интерес и бережное отношение к языку.
I. Организация урока.
II. Анализ творческих работ (сочинений-миниатюр на темы «Ноябрьское утро», «Осеннее настроение», «Мой новогодний костюм»).
Вывод: Интересными были работы, это ваш родной язык, ваша языковая культура. Не нужно останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать развивать дар зрения, совершенствовать свой язык.
III. Мотивационно-целевой блок.
Учитель. На прошлом уроке вы попробовали себя в роли начинающих художников. Но, наверное, большинству из вас стало понятно, как многому еще вам предстоит научиться на этом поприще. Поэтому предлагаю не торопиться покидать мастерскую настоящего художника слова, а попробовать усвоить еще один урок мастерства. Согласны? Тогда - вперед. Сегодня мастер-класс нам даст Александр Сергеевич Пушкин. Помните: урок будет лишь в том случае полезен, если вы по-прежнему будете следовать правилу: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно...»
IV. Содержательный блок.
- Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С. Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому доносит до читателей мысль автора.
Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе «Дубровский», каковы их выразительные возможности.
1. Работа с текстом.
Выразительное чтение I главы романа (1-й абзац) учителем.
Задание: выписать из прочитанного отрывка все прилагательные.
- Много их или мало?
- Определите значение прилагательного старинный. Произведите его морфемный анализ.
- Найдите однокоренное прилагательное в 3-м абзаце {старый). На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные старый и старинный.
- Запишите предложения:
а) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров.
б) Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
в) Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.
г) Старинные приятели не всегда их [занятий] избегали.
- Каково значение этих прилагательных? Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Какое прилагательное все чаще употребляется в тексте в связи с появлением новых героев?
Учащиеся, заранее получившие задание, делают вывод о том, что прилагательное «старый» вытесняется прилагательным «новый».
2. «Лингвистический микроскоп».
Анализ предложений (запись под диктовку):
а) Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.
б) Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.
в) Наедине с молодою женою князь нимало не был смущен ее холодным видом.
- Подчеркните прилагательные. Назовите общее значение прилагательного молодой. Укажите, о каких героях идет речь в каждом из предложений. Сопоставьте значения прилагательных старый и молодой.
Учащиеся делают вывод, что это антонимы. Какую роль они играют в романе?
Учитель подводит итог детским высказываниям: благодаря прилагательным роман словно делится на 2 части. Героями первой части являются А. Г. Дубровский и К. П. Троекуров. Когда конфликт между ними разрешается смертью первого, главными действующими лицами 2-й части становятся Маша и Владимир, и их любовная история продолжается уже до конца романа.
3. Работа над текстом.
Выразительное чтение учащимися фрагмента текста (описание Покровского и Кистеневки - гл. 3).
- Какие прилагательные Пушкин использует в описании? Отметьте их. Значима ли их роль в характеристике хозяев этих имений? Докажите.
Вывод: с помощью прилагательных Пушкин противопоставляет два имения друг другу.
Имение Троекурова: «...над зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома..., ...пятиглавая церковь и старинная колокольня...».
Имение Дубровского: «...серенький домик с красной кровлею..., ...кистеневская деревянная церковь...».
В этих описаниях пары прилагательных, которые входят в словосочетания «пятиглавая церковь - деревянная церковь», «огромный каменный дом - серенький домик», являются текстовыми антонимами.
Такое противопоставление позволяет еще больше подчеркнуть различия между двумя героями и их образом жизни.
4. Лексическая работа.
- Запишите словосочетания: бедный дворянин, бедный сосед, бедный дом. Объясните значение прилагательного бедный.
- Запишите предложения:
♦ Здоровье бедного Дубровского было плохо. Положение бедного больного ужасало его...
- Каково значение прилагательного бедный в них? Меняется ли выразительность пушкинского слова?
Вывод: использование прилагательного бедный в первом случае помогает подчеркнуть разницу между Троекуровым и Дубровским. Далее этот эпитет приобретает другое значение: автор словно жалеет своего героя. Теперь, называя героя бедным, автор выражает свое отношение к нему и словно подчеркивает кульминационные моменты в его судьбе, моменты, когда он действительно достоин сочувствия.
5. Самостоятельная работа.
Определите значение прилагательного холодный в следующих предложениях:
а) Они вошли в холодную, пустую церковь.
б) Наедине с молодою женою князь нимало не был смущен ее холодным видом.
в) Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.
Вывод: прилагательное холодный в «Дубровском» является многозначным: 1- не нагретый, не содержащий тепла; 2 - равнодушный; 3 - бесстрастный.
Так употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку, и каково в данный момент состояние героини.
- Сравните употребление прилагательного ласковый в предложениях из I и V глав «Дубровского»:
а) Такой ласковый прием приятно изумил заседателя (I глава: Троекуров принимает чиновника Шабашкина).
б) Сие ласковое обещание и надежда найти лакомый пирог ускорили шаги собеседников (V глава: Егоровна и чиновники).
Вывод: в этих случаях оно несет в себе некоторую авторскую иронию. В первом примере иронию несет само прилагательное. Во втором, как кажется, прилагательное употреблено без иронии, но ирония тут же находит себе место в описании заспешивших гостей.
V. Подведение итогов урока.
Имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения.
Запись предложения:
«Точность и краткость - вот первые достоинства прозы», - утверждал А. С. Пушкин.
Домашнее задание: подтвердите эту мысль, продолжив исследование текста романа. Выпишите пять кратких прилагательных и определите их значение в романе.
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Нет комментариев. Ваш будет первым!