Цели: продолжить работу над пополнением словарного запаса учащихся; воспитывать интерес к языку, народным традициям; формировать творческое отношение к порученному делу.
Оборудование: выставка рисунков, выставка книг, музыкальная запись русской народной песни «Барыня», народные инструменты, костюмы.
I. Вступительное слово учителя.
- Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать па этот вопрос утвердительно. Все зависит от того, что понимать под «владением» языком.
Начнем с того, что русским языком во всем богатстве его словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Они помещаются в 20-ти словарях. Но если мы возьмем количество слов, употребляемое даже самыми крупными писателями, то оно далеко не будет достигать этой цифры.
Например, А. С. Пушкин, к произведениям которого составлен словарь, употреблял 21 тысячу слов. Сколько же слов используем мы? Конечно, чем меньше образован человек, тем меньше слов он употребляет.
В замечательном произведении Ильфа и Петрова «12 стульев» есть не менее замечательная героиня. Авторы назвали ее Эллочка- людоедка.
Это очень эгоистичное, безграмотное существо с минимальным словарным запасом.
Авторы романа пишут: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени мумбо-юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».
Чтобы не быть похожими на Эллочку-людоедку, нужно стремиться пополнять свой словарный запал. Читая книги, общаясь с людьми, нужно брать у них лучшее.
Поэтому сегодня мы отправляемся в увлекательную экспедицию за словом.
II. Основная часть. История слова «Барыня».
Слышится шум ярмарки. Учащиеся, которые являются членами экспедиции, выходят за дверь.
Зазывала в костюме скомороха.
Ребята заходят в класс небольшими группами.
Зазывала.
Эй, дружок!
Давай первый звонок!
Представленье начинается!
Сюда! Сюда! Все приглашаются!
Стой, прохожий! Остановись!
На наше чудо подивись!
А ну-ка, дружок,
Давай второй звонок!
Купчики-голубчики,
Готовьте рубчики,
Билетом запаситесь!
Вдоволь наглядитесь –
Представление на ять!
Интереснее, чем голубей гонять!
А ну-ка, дружок,
Давай третий звонок!
Давай, давай, налетай!
Билеты хватай!
Чудеса узрите –
В Америку не захотите!
Звучит мелодия «Барыни».
Ведущий. Здравствуйте, почтенные!
Путь нашей экспедиции лежит в гости к барыне. Вы узнаете, что обозначает это слово, как оно возникло, как выглядела русская барыня, почему народная пляска называется «Барыня». Вы сможете разучить несколько куплетов песни, сопровождающей данную пляску, и простые движения танца, а также многое другое. Самые внимательные получат приз!
Предлагаю начать поиск с изучения происхождения данного слова.
Зазывала.
За горами, за долами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле...
1-й ученик. ... в славянских землях жил народ. Самыми умными, храбрыми, мужественными в племени считались старейшины-вожди и приближенные к ним воины-бояре. Слово «боярин», безусловно, произошло от слова «бой». Прошло время. Бояре становились все богаче. Они приобретали земли, на которых стали работать зависимые от них крестьяне. Позже народ упростил это слово до «барина».
Зазывала.
Много ль времени иль мало
С той поры-то пробежало, -
Я про это ничего не слыхал ни от кого.
Ну, да что нам в том за дело,
Год ли, два ли пролетело.
Нам за ними не бежать.
Станем поиск продолжать.
2-й ученик. Если мы откроем словарь С. И. Ожегова, то прочитаем следующее о слове «барыня»:
«Барин, барыня - человек высшего сословия, дворянин, дворянка». Сами дворяне редко называли себя «барин», «барыня», обычно - «господин», «сударь», «сударыня», «дворянка», «помещица». А простой народ употреблял именно это слово.
Ведущий. По-моему, пора обратиться к страницам классической литературы, чтобы быть более доказательными.
3-й ученик подходит к стойке с книгами, берет книгу, говорит: «И. С. Тургенев “Дворянское гнездо”».
4-й ученик. «Я, батюшка Федор Иванович, - говаривал Лаврецкому Антон, - хоша в господских хоромах тогда жительства не имел, вашего прадедушку, Андрея Афанасьевича, помню... Барин был, что и говорить - и старшего над собой не знал».
5-й ученик. Другое произведение Тургенева - «Му-му»:
«До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу все белье перенюхать, - словом, волновалась и “горячилась” очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного».
6-й ученик. А. С. Пушкин. «Барышня - крестьянка».
Чтение по ролям эпизода «Откуда ты?»:
- Откуда ты?
- Из Прилучина; я ведь дочь Василья-кузнеца, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?
- Так точно, я камердинер молодого барина.
- А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
- Почему же ты гак думаешь?
- Да по всему.
- Однако ж?
- Да как же барина с слугой не распознать?
И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по- нашему.
Ведущий. «Но взгляните на русского крестьянина, - пишет А. С. Пушкин в “Путешествии из Москвы в Петербург”, - есть ли хоть тень рабского уничижения в его поступи и речи?». Крестьянин не был безропотным существом. Подмечал как достоинства, так и недостатки у бар, прощал обиды, умел посмеяться. Яркое подтверждение этому - пляска «Барыня». В ней отразились лучшие черты русского народа. Как-то во время гуляния девушка, пританцовывая, запела (звучит музыка «Барыни»):
1-я ученица.
Говорят, что ты горда.
Это верно, это да!
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
Барыня-барыня, барыня-сударыня.
Ведущий. Так родилась «Барыня» - сольная, а потом и парная русская народная пляска, отличающаяся темпераментностью и разнообразием движений.
Танец «Барыня» исполняет ученица в русском народном костюме.
Ведущий. Музыка - живая и задорная (счет на 2/4).
Звучит более сложная вариация «Барыни».
Ведущий. Название танца происходит от 1-го из вариантов припева песни, сопровождающего эту пляску.
Давайте вместе споем. Девочки поют куплет, а все вместе - припев.
2-я ученица.
Те не надо красоты,
Те не надо краски.
Лишь бы были у тебя
Веселые глазки.
Все вместе. Припев: Барыня, барыня,
Барыня - сударыня.
3-я ученица.
А барыня шито-крыто,
Любил барыню Никита,
Все вместе. Припев.
Ведущий. Говорится в куплетах и о внешнем виде «барыни»; отмечается, что она «чубка», то есть модница.
4-я ученица.
А барыня чубка!
По колено юбка!
Все вместе. Припев.
Ведущий. Давайте разберемся, почему народ так заострил внимание на внешнем виде барыни. Что же говорит история создания русского костюма об этом?
7-й ученик. Мода в начале XIX века распространялась модными журналами. Богатые дворяне выписывали нарядные костюмы из Парижа или Лондона, или покупали их у торговцев модными товарами, которые привозили готовые платья, материю и всякие модные мелочи из-за границы.
Крепостные портные и портнихи шили одежду для небогатых дворян.
Работа с плакатами, на которых изображены женские и мужские костюмы XIX в. по книге «История русского костюма» (см. Приложение к уроку).
Зазывала.
Эй, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой;
Муж-то примется за шутки,
А жена за - прибаутки.
И пойдет у них тут пир,
Что на весь крещеный мир!
Это присказка ведется,
Повесть после начнется.
Это присказка ведется.
Повесть после начнется.
Ведущий. Подмечал народ и барские причуды. «Угорела барыня в нетопленой горнице», - говорит народная пословица, и ей вторит куплет.
5-я ученица.
А барыня угорела,
Много сахару поела.
Все вместе. Припев.
Ведущий. Но не все барские проблемы понятны крестьянам, для которых самой насущной оставалась одна проблема - как прокормить семью. Послушайте рассказ о двух картинах Федотова «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки».
8-й ученик. Читая книгу о великом русском художнике Федотове, я заинтересовался тем фактом, что темы для многих своих произведений живописец находил внезапно. Однажды художник подслушал разговор крестьянок: «Наша барыня не ест, не пьет, у нее околела моська». Этот сюжет Федотов изложил в двух композициях.
В первой он рассказал о болезни любимой собачки богатой барыни, что вызвало переполох во всем доме.
Во второй - уже о последствиях смерти Фидельки. С подлинным мастерством повел здесь Федотов свой остроумный рассказ.
Ясная композиция помогает зрителю без труда разобраться в сложном повествовании. Горюя о своей любимице, хозяйка опасно занемогла. С повязкой на голове она лежит в постели, а возле нее хлопочет супруг с подносом, уставленным лекарствами. Сама виновница болезни госпожи мертвая собачка возлежит в центре комнаты на обеденном столе.
Горничная кружит вокруг нее с благовониями. Однако приятельницам барыни приходится все же прикрывать нос платком. Позади стола идет оживленный консилиум из 6-ти врачей, а на переднем плане художник (в нем мы узнаем самого Федотова) и архитектор увековечивают память о собачке.
III. Заключительная часть. Обобщение.
Учитель. Давайте остановимся. Соберем воедино все, что мы узнали об этом слове - барыня.
Дойдя до наших дней, слово барыня приобрело очень много значений. Какие?
1. Оно обозначает сословие.
2. Это русская народная пляска.
3. Неработающий, праздный человек.
4. Нарядная женщина.
- В каких произведениях устного народного творчества встречается слово барыня?
(Встречается в пословицах и поговорках:
1. Кабы барынька не уськала, так бы и барин не лаял.
2. Ты барин, да и я не татарин.
3. Барин-то, ты барин, да только я тебе не слуга.)
Пестушка.
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Да бух!
Загадка. Сидит барыня на ложке, свесив ножки. (Лапша.) Ведущий. Можете ли вы сказать, что это слово ушло из нашей речи? Попробуйте разгадать кроссворд. Если вы были внимательны, это будет нетрудно.
(Ученики, которые отгадывают слова, приглашаются к доске, потом награждаются призами.)
По горизонтали:
2. Каким словом называли крестьяне барыню-модницу?
4. Деталь мужского выходного костюма.
5. Деталь женского костюма для визитов.
По вертикали:
1. Верхняя женская одежда.
3. Как называли богатую женщину в народе?
Ведущий. Наша экспедиция подошла к концу. Но на этом работа над словом не заканчивается. Мы обязательно продолжим нашу экспедицию.
Зазывала.
А теперь позвольте отдать
Вам нижайшее почтение.
Благодарим за посещение!
Моды пушкинского времени
«На молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо... Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы... Но каково же было пожилым и дородным женщинам? Им не гак выгодно было выказывать формы: ну что же, и они из русских Матрен перешли в римские матроны», - так, не без некоторой иронии, писал о русской моде начала XIX в. один из ее современников.
Русская Матрена или римская матрона
Французская революция оказала огромное влияние на европейскую моду. Старый аристократический костюм с париками и кюлотами, высокими женскими прическами, фижмами и корсетами был изгнан из жизни. Только консервативные старики, прожившие большую часть жизни в XVIII столетии, и в новом веке продолжали появляться в обществе в париках, кюлотах и камзолах.
На рубеже веков идеалом провозглашается античность. Женщины надевали облегающее трико телесного цвета, а поверх него легкую, полупрозрачную тунику, перехваченную поясом под самой грудью. Стремление во всем походить на греческую мраморную статую предопределило господство белого цвета не только в одежде: белой пудрой покрывали и лицо, и шею, и грудь, и спину, и руки...
Даже зимой женщины не надевали поверх туники теплых вещей, чтобы не разрушать образа античного изваяния. Для некоторых модниц простудные заболевания имели порой самые трагические последствия: от переохлаждения погибла, например, знаменитая в свое время красавица Тюфякина. Поистине мода требует жертв. Чуть ли не единственной верхней одеждой, которую все же признавали легкомысленные модницы в ту пору, были цветастые шали.
В начале XIX в. в Европе широкое распространение получили шерстяные кашмирские шали.
Их изготавливали из тонкой пуховой шерсти тибетских коз.
Вскоре производство подобных шалей было налажено и в России. Из 13 г шерсти русские мастерицы вытягивали нить длиной четыре с половиной километра! Кашмирские шали при их огромных размерах (нередко 3 х 1,5 м) получались невесомыми и очень нежными на ощупь. Правда, и стоили они баснословно дорого - до 12 тысяч рублей.
Особенно ценилось умение драпировки шалью, которая должна была спадать с плеч красивыми складками. Неслучайно о женщинах того времени чаще говорили, что она «хорошо драпирована», чем «хорошо одета». Во времена Александра I даже вошел в моду танец с шалью. Он требовал особой грации и изящества и в закрытых женских учебных заведениях считался лучшей формой демонстрации хорошей осанки девушек.
В начале XIX века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, фероньерки, серьги. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Особенно популярны были тогда резные камеи, имитирующие античные образцы.
После векового господства высоких каблуков женщины перешли на бескаблучную обувь. Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий. Новая обувь потребовала и освоения новой походки - плавной, как бы скользящей.
Уроки красивой ходьбы брали, как и в прошлом веке, у учителей танцев. Черпали полезные советы относительно походки также из книг. В одной из них, вышедшей в 1802 г. под названием «Искусство сохранять красоту», читаем: «При всяком шаге ногу подавать вперед, держа пяту вверх поднявши, носки протянуть вниз и не спускать пяты прежде носка.
Неся ногу вперед, утверждать тело на бедрах, не шататься и не торопиться».
В начале XIX века изменился не только фасон платьев, но и их длина - они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Не случайно Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам.
Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом, а митенки - перчатки без пальцев - не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и небольшой зонт, который служил защитой и от дождя, и от солнца.
В начале XIX в. среди женских головных уборов преобладал тюрбан.
Его популярности среди модниц, между прочим, способствовала известная в свое время французская писательница Женевьева де Сталь. Тюрбан считался парадным головным убором, поэтому дамы охотно позировали в нем художникам. Именно в тюрбане изобразил мадам де Сталь, посетившую Россию в 1812 г., портретист Василий Боровиковский.
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!