Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР в ДОУ
Мнемотехника – это система методов и способов для развития запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации.

Применение мнемотехники направлено на итоговое развитие речи. Благодаря этой методике, процесс запоминания, услышанной информации значительно облегчается, что происходит посредством расширения объемов памяти, за счет формирования дополнительных ассоциаций и игровой формы обучения.

Мнемотехника основывается на сплетении нескольких зрительных образов и их последующей фиксации в коре головного мозга. Воспроизведение образов осуществляется посредством ассоциативных связей, возникающих в мозгу при их упоминании.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы, представленные схемами с определенными информационными данными.

Такие таблицы могут быть:
предметными – самыми простыми для освоения;
предметно-схематическими – средней сложности;
схематические – самый прогрессивный уровень освоения.

В зависимости от возраста дошкольников, они могут сами принимать участие в составлении таблиц, рисуя и раскрашивая. Также в дошкольных учреждениях часто применяют алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов (На рисунке пример мнемосхемы).

Глядя на данные схемы-рисунки, дети с легкостью воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, оказывают помощь детям в выстраивании: связности, последовательности, лексико-грамматической наполняемости рассказа.

Мнемотехнику необходимо строить от простого к сложному: Результаты обучения дошкольников с использованием приемов мнемотехники представлены: увеличением у детей круга знаний об окружающем мире; появлением желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появлением у детей интереса к заучиванию стихов и потешек; повышением уровня словарного запаса; преодолением детьми робости, застенчивости, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, применение приемов мнемотехники благотворно сказывается на развитии ассоциативного мышления, воображения, визуальной памяти и восприятия, слуховой памяти и восприятия.

Но мнемотехникой не должна быть ограничена работа по развитию речи у детей дошкольного возраста. Мнемотехника – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, т.к. применение мнемотаблиц позволяет дошкольникам намного легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с мнемотехникой необходимо проводить речевые игры, применять настольно-печатные игры, помогающие детям в обучении классификации предметов, развитии речи, зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, и др.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "Кораблик" Описательный рассказ для детей 6-7 лет: «Школа» (с использованием мнемотехники) Проект для детей старшей группы детского сада. Использование мнемотехники Что такое мнемотехника
Памятка для родителей дошкольников "Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)?" | Упражнения с мячиком су-джок для детей дошкольников в стихах
Опубликовано: 867 дней назад (9 декабря 2021)
Просмотров: 578
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!