Занятие на тему "Рыбы-водные обитатели". Подготовительная группа
Цель: Создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы-водные обитатели».
Коррекционно-образовательные задачи: Формировать представления о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование родственных слов, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска; поделка «Аквариум» - бумажные камни с рисунком золотой рыбки и схемы маршрута-путешествия, конверты с карточками-заданиями; картинки водоемов (море, река, аквариум); игра «Магнитные рыбки» - удочка, предметные картинки с рыбами; пособие «Рыбы» - картинки рыбы с зеленым и синим кружочками, кружочки-чешуйки с предметными картинками со звуками [Д], [Дь]; пособие «Раздели на слоги - полоски-слова с прищепками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рыб, знакомство детей с видами рыб, с их названиями, местами обитания, со строением рыбы. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением - «Рыбка», «Рыбки – большая и маленькая», упражнения на формирование навыка звукового и слогового анализа.
Словарная работа: проговаривание названий рыб (акула, скат, меченосец, гуппи, щука, скалярия, камбала, золотая рыбка гурами), названий частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, рот, икра, чешуя).
Индивидуальная работа на занятии: контроль проговаривания звуков в связной речи и свободной речи.
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят в кабинет и становятся в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Развитие общих речевых навыков.
Повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде,
на занятиях, в игре.
Говорим все чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Основная часть
- Дети, послушайте
загадку.
Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нем.
Даже рыбка золотая
В нем живет, забот не зная.
Логопед: Кто догадался что это? Почему.
Предполагаемый ответ детей: Я думаю, что это - аквариум. Дом стеклянный – это аквариум.
Логопед: Где же аквариум? Подойдем к нему. Что необычного вы в нем увидели сегодня?
Предполагаемый ответ детей: В аквариуме какие-то камни, их много.
Логопед: Возьмите по одному камню. Какие они на ощупь? Из чего они?
Предполагаемый ответ детей: Камни бумажные.
Логопед: Разверните. Что вы увидели?
Предполагаемый ответ детей: Внутри картинка с рыбкой. Я вижу на картинке золотую рыбку.
Логопед: Посмотрите внимательно на рыбку. Какое настроение у рыбки?
Предполагаемый ответ детей: Грустное, печальное, озабоченное.
Логопед: А на моей картинке что-то другое нарисовано. Давайте посмотрим. Что это?
Предполагаемый ответ детей: Да тут какая - то схема.
Логопед: Как вы думаете, о чем сообщает нам схема?
Предполагаемый ответ детей: Наверно нам надо кому-то помочь.
А я думаю, что у золотой рыбки случилась беда.
Логопед: Золотая рыбка грустит, злая акула спрятала ее друзей в морской пещере, им грозит опасность. Золотая рыбка просит спасти друзей.
Логопед: Хотите ли вы помочь золотой рыбке отыскать друзей и спасти их?
Предполагаемый ответ детей: Конечно. С радостью.
Логопед: Как же мы будем спасать друзей? Посмотрите, может схема нам поможет? На схеме задания. Постараемся их выполнить последовательно и нам удастся спасти друзей рыбки. Дети, а вы знаете кто такие рыбы?
Предполагаемый ответ детей: Рыбы- это живые существа. Они живут в воде и умеют плавать под водой.
Логопед: Первое задание. Вспомним, из каких частей состоит рыба.
Поиграем в игру «Что у рыбы, чье, для чего»
Дидактическая игра «Что у рыбы, чье, для чего»
(передается рыбка игрушка, дети по очереди называют части рыбы)
У рыбы есть глаза – чтобы смотреть. Глаза у рыбы - рыбьи.
У рыбы есть жабры, жабры - рыбьи, жабры нужны, чтобы дышать.
Следующий ребёнок называет другую часть тела и т.д.
Логопед: Представим, что мы рыбки. Рыбы бывают большие и маленькие.
Дыхательное упражнение «Большой и маленький»
Исходное положение — стоя.
Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»
Упражнение «У кого что?»
Логопед:
- Дети, у большой рыбы большая голова, а у маленькой рыбки….
(головка)
- У большой рыбы большие глаза, а у маленькой рыбки….
(глазки)
- У большой рыбы большой хвост, а у маленькой рыбки….
(хвостик)
- У большой рыбы большая чешуя, а у маленькой рыбки….
(чешуйки)
Логопед: Посмотрим, какое следующее задание.
Упражнение «Звуковые рыбы»
Логопед: Что нарисовано дальше на схеме?
Предполагаемый ответ детей: Синий и зеленый кружочки.
Логопед: Что обозначают эти кружочки?
Предполагаемый ответ детей: Они обозначают звуки:
синий – согласный твердый,
зеленый – согласный мягкий.
Логопед: Я скажу чистоговорку, а вы определите звук, который я выделяю голосом.
- Да, Да, Да – каша лучшая еДа
- Какой звук я выделяла голосом?
Предполагаемый ответ детей: Звук [Д].
Логопед: Что мы знает про этот звук? Кто расскажет про звук [Д]?
Предполагаемый ответ детей: Звук [Д] - согласный, твердый звонкий.
Логопед: Следующая чистоговорка: Де, де, де – будь вежливым везДе.
- Какой звук я выделяла голосом?
Предполагаемый ответ детей: Звук [Дь].
Логопед: Кто расскажет про звук [Дь]?
Предполагаемый ответ детей: Звук [Дь] - Согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: Молодцы. Мы можем выполнить задание. Садитесь за стол. Возьмите картинку-чешуйку. Рассмотрите, определите звук в слове и его место.
Кто готов рассказать о своей картинке?
Предполагаемый ответ детей: У меня на картинке ДОМ. В этом слове есть звук Д, находится он в начале слова.
Логопед: Вы правильно все выполнили. А к нам приплыли рыбы, которые охраняют вход в морскую пещеру.
Отдайте картинки с твердым звуком [Д] рыбе с синим кружком во рту,
рыбе с зеленым кружком – картинки со звуком [Дь].
Упражнение «Раздели на слоги»
Логопед: Теперь нам надо разделить слова на слоги.
Садитесь за стол, возьмите полосочки- слова. Вспомните, какое слово вы отдали рыбе и разделите его на слоги.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом.
(Дети делят слова на слоги с помощью красных прищепок, и объясняют, как разделили).
Кто готов рассказать?
Предполагаемый ответ детей: У меня было слово ДОМ. Я прикрепил одну прищепку, потому что в этом слове один гласный звук, значит в этом слове один слог.
Логопед: Задание выполнили. Отдохнем. Собираемся в круг. Приготовьте пальчики.
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)
М. Клокова
Логопед: Посмотрим, какое следующее задание. Что нарисовано на схеме?
Предполагаемый ответ детей: Рыба и стрелки.
Логопед: Образуем слова одной семейки к слову рыба.
Игра «Семейка слов» (с мячом)
Логопед: Как можно назвать маленькую рыбу? Рыбка. Рыбешка.
Логопед: Как можно назвать большую рыбу?
Рыбина. Рыбище.
Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?
Рыболов. Рыбак.
Логопед: Что делает рыбак?
Рыбачит.
Логопед: Куда ходит рыбак?
На рыбалку.
Логопед: Какой суп варят из рыбы?
Рыбный.
Логопед: Кто повторит все слова?
(по картинкам). Отлично!
Логопед: Смотрим следующее задание. Что изображено?
Предполагаемый ответ детей: Сундук
Логопед: Где же находится сундук? Рассмотрите схему.
Предполагаемый ответ детей:
Мы увидели схемы предлогов ПОД и ИЗ-ПОД и картинку стол.
Значит сундук под столом и его нужно достать из-под стола!
Логопед: Молодцы! Посмотрим, что или кто в сундуке.
Предполагаемый ответ детей: Водоемы и рыбы.
Логопед: Акула разрешает нам освободить рыб из сундука и отправить в свои водоемы.
Логопед: С помощью чего можно вытащить рыб?
Предполагаемый ответ детей: С помощью удочки.
Логопед: Да. Поможет нам удочка.
Упражнение «Рыбалка»
(дети с помощью магнитной удочки вытаскивают картинки с рыбами.)
Логопед: Мы освободили много рыб. Скажите сколько и каких рыб вы освободили?
Предполагаемый ответ детей: Я освободил 4 окуня. И т.д.
Упражнение «Где живет рыба?»
Логопед: Теперь нам надо отправить рыб по домам. Скажите, где живут ваши рыбы.
Предполагаемый ответ детей: Окунь живет в реке. И т.д.
Логопед: На доске расположены водоемы. Поместите рыб в свои водоемы.
(дети расселяют рыб в водоемы)
Вот мы и вернули друзей Золотой рыбки домой. Какое дело мы сделали для золотой рыбки?
Предполагаемый ответ детей: Доброе дело.
Логопед: Кто знает, из какой сказки золотая рыбка?
Предполагаемый ответ детей: Из сказки «О рыбаке и рыбке».
Логопед: Кто написал сказку?
Предполагаемый ответ детей: Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Окончание занятия
Как вы думаете, какое настроение теперь у золотой рыбки?
А у вас? Объясните, почему у вас такое настроение?
Какие задания вас порадовали и почему?
Чтобы вы рассказали друзьям о нашем путешествии?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД в подготовительной группе "Богатыри земли русской"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Рыбки в аквариум
Конспект занятия в подготовительной группе. Жизнь и творчество Есенина