НОД в виде интерактивной сказки "Музыкальный теремок" с использованием комплексного дидактического пособия лэп-бук.
Цель. Приобщение детей к ценностям традиционной русской культуры, закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в различных видах деятельности.
Интеграция образовательных областей.
Художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая.
Задачи.
Закреплять и систематизировать по классификациям знания детей о музыкальных инструментах симфонического и русского народного оркестра; (познавательное развитие)
Обогатить словарный запас музыкальными терминами; (речевое развитие)
Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора; (художественно-эстетическое развитие)
Закрепить знания детей о русских-народных сказках, воспитывать любовь к ним; (речевое развитие)
Развивать звуковысотный, ритмический слух; (художественно-эстетическое развитие)
Формировать умение передавать через движения характер музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами; (художественно-эстетическое и физическое развитие)
Побуждать детей к творческому самовыражению; (художественно-эстетическое развитие)
Расширять знания детей по элементарной нотной грамоте; (познавательное развитие)
Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве (физическое развитие);
Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования; (художественно-эстетическое развитие)
Продолжать формировать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие).
Методы и приемы.
Словесный: беседа, сказка о музыкальном теремке, загадки, игра-распевание на звукоподражание, исполнение песен «Два гуся», «Песенка черепахи львенка» из м\ф.
Наглядный: лэпбук «Музыкальный теремок», ложки, дудочки, трещетка, барабан.
Практический: упражнения «Лесенка», разучивание танцевальной связки «Каблук-носок», слушание музыки «Камаринская» в мажоре, «Зоренька-зоря» в миноре, русская народная игра «Плетень», песенное творчество «Здравствуйте», дидактические игры «Узнай и спой песенку по картинке», «Подарок для поросят», «Четвертый лишний», «Виды оркестра», оркестровка по потешке «Веселая беседа».
Материал и оборудование.
Техническое оснащение: фортепиано и компьютер;
Музыкальный материалы и аудиозаписи: русская народная песня «Два гуся»; русская народная потешка «Веселая беседа», русские народные мелодии «Я на горку шла», «Зоренька-зоря», «Камаринская» и др., «Марш» Робера.
Демонстрационный материал: русские народные костюмы, музыкальные инструменты, карточки, лэпбук.
Примечание.
Дидактические игры по ходу сказки не могут быть все реализованы на одном занятии. Они проговариваются для ознакомления, но проигрываются частично, выборочно. К ним можно вернуться на следующих занятиях или же в самостоятельной детской деятельности, в режимных моментах.
Ход:
Музыкальное приветствие.
Музыкальный теремок,
Он не низок, не высок.
У ворот твой ловят взор
Брат мажор и брат минор.
И, приветствуя в упор,
Начинают разговор:
«Я брат – лад мажорный,
Радостный, задорный,
(звучит русская народная мелодия «Камаринская» в мажоре)
А я брат - минорный лад,
Грустных звуков длинный ряд,
(
звучит русская народная мелодия «Зоренька» в миноре)
В теремке живем мы ладно,
Чтоб музыка звучала складно.
Выдвигается лесенка.
Чтоб к нам по лесенке подняться
Вы гамму нот сложите братцам.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си-
Здесь сейчас произнеси».
(
Аудитория повторяет гамму.)
Вы на цокольных окошках
Задержите взгляд немножко.
Кто это? (
выдвигаются коробочки с изображениями) Внимание!
«Распевки-подражания»!
Игра на распевание.
(на мотив русской народной мелодии «Я на горку шла»)
Цель: формирование и развитие певческих навыков.
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Гусь-гусек, подай голосок!
(
все поют «га-га-га» в трезвучии)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Волк-волчок, как поешь, дружок?
(
все поют «у-у-у» в трезвучии)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Мишка-медведь, начинай реветь!
(
все поют «ры-ры-ры» в трезвучии)
Сказка учит нас играть,
Всем на свете подражать.
Петя-петушок, покричи-ка разок!
(
все кричат «Ку-ка-ре-ку!»)
Коль хотите посетить
Наш волшебный теремок,
То придется вам открыть
На дверях двойной замок.
На окошки посмотри,
Ключ к замочкам подбери.
(
Участник достает ключи)
На ставеньках узоры
Рисует ключ басовый.
Узор вышел отличный!
А это ключ – скрипичный.
(
открываем замок)
Вот открыли вы замок
И теперь звенит звонок».
(
Участник звонит в колокольчик)
Двери открываются – сказка начинается…
Отвечайте мне скорей,
Кто нас встречает у дверей.
Отвечают - Мышка!Мышка выполняет роль указки для лэпбука.
Мышка нас встречает
Соло исполняет.
Когда выступает один артист,
Мы говорим – играет солист!
Отвечай-ка, не зевай-ка, какой инструмент у Мышки?
(
отвечают: Балалайка!)
Мышка:
В домик мой, чудесный, проходите гости,
Только мне сначала «Здравствуйте» пропойте!
Упражнение на музыкально-песенное творчество.
Цель: развитие музыкального творчества и песенных навыков.
(поют «Здравствуйте» на свой, придуманный
или вспомнившийся им мотив)
Мышка:
Ты со мою поиграй-ка.
В теремочке я хозяйка,
В каждой комнатке моей,
Есть местечко для друзей.
Поднимемся по лесенке,
Услышим чью мы песенку?
(
отвечают: Волка и зайца!)
Дуэто - два по – итальянски,
А значит знаем мы ответ,
Играют двое музыкантов,
Мы говорим «Звучит дуэт».
Дидактическая игра «Узнай по картинке».
Цель: развивать память и логическое мышление, развивать певческие данные и музыкальный слух.
Ребята, давайте вспомним песенки в дуэтах из мультфильмов.
(
называют мультфильмы и напевают фрагменты песен, передавая микрофон)
Поднимемся по лесенке,
Услышим чью мы песенку?
(
отвечают: Трех поросят.)
По – итальянски слово «трио»
На русском означает «три».
Играют три сейчас артиста
Так кто играет посмотри.
Дидактическая игра «Три жанра».
Цель: закрепление знаний о музыкальных жанрах: песня, танец, марш.
(определяют по подаркам любимый жанр музыки Ниф-Нифа – марш (барабан), Нуф-Нуфа – танец (сапожки), Наф-Нафа – песня (минкрофон) – и распределяют по кармашкам)
1 брат любит маршировать, 2 – танцевать, каблучки отбивать, ну а 3 – песни распевать. Кому же что приготовила в подарок мышка. Кому предназначался микрофон, сапожки, барабан?
Пора и нам поплясать.
Разучивание танцевальной связки «Каблук-носок».
Цель: освоение элементов русской народной пляски.
Каблук-носок, каблук-носок,
Два притопа и прыжок.
Повернулись – погрозили.
Шаг, пружинка, ручки шире.
(
Все выполняют движения по тексту)
Девчонки и мальчишки у поросят есть книжка. А ней спряталась еще одна русская народная сказка. Какая?
Дидактическая игра «Кого встретил колобок?»
Цель: закрепление знаний о регистрах.
(Слушатель передвигает картинку в окошке соответствии с мелодией, сыгранной в определенном регистре).
Поднимемся по лесенке,
Услышим чью мы песенку?
(отвечают: мартышки, ослика, мишки и козлика)
Красавица мартышка, козел, осел- сосед,
Да косолапый мишка затеяли квартет…
Ой, ребята, та-ра-ра.
Здесь нас тоже ждет игра.
Дидактическая игра «Четвертый – лишний»
Цель: развитие логического мышления, закрепление знаний о музыкальных инструментах, умения определять их по классам.
Мы везде уж с вами были,
Да на балкончик не ходили.
На балкончик коль пойдете,
Там блокноты вы найдете.
Это интересно
Здесь «Виды оркестра».
Дидактическая игра «Виды оркестра"
Цель: развитие логического мышления, закрепление знаний о музыкальных инструментах, умения определять их по принадлежности к оркестрам.
(все знакомятся с видами оркестра и раскладывают картинки музыкальных инструментов по принадлежности к оркестру)
А здесь «Загадки
Из нотной тетрадки»
Загадки отгадаете
Инструменты получаете!
(
отгадывают загадки о музыкальных инструментах и получают их)
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть.
(Деревянные ложки)
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной.
(Трещотка)
Сам пустой, Голос густой,
Дробь отбивает, Шагать помогает.
Барабан
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это?
Дудочка!
Потряси немного их,
Звук услышишь в тот же миг!
Это братья сорванцы –
Под названьем – бубенцы!
Я возьму из этой сумки-
Ритмические рисунки!
А теперь, ребята, вспомним,
Что нотка с хвостиком быстрее, проворней.
Дидактическая игра «Выложи и Прохлопай ритм песенки или попевки».
Цель: развитие ритмического слуха и музыкальной грамотности, закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах.
Попевка.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Утки - в дудки, (2 дудки)
Гуси – в гусли,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны. (2 барабана)
Чечетки – в трещотки, (1 трещетка)
Свиристели – в свирели,
Кукушки в колотушки
Скворцы в бубенцы, (2 бубенца)
Две синички крошки
Заиграли в ложки. (3 пары ложек)
Играют, играют
Всех потешают.
Молодцы! (
собираем инструменты)
Ну а здесь лежит давно
Домино!
Дидактическая игра «Домино».
Цель: развитие памяти и логического мышления, закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Сказка подошла к концу,
Провожу я вас к крыльцу.
Музыку всегда любите,
Снова в гости приходите!
Мы пока тут отдохнем,
Репетировать пойдем.
Вы же в группе поиграйте –
Домино пособирайте!
А соберете, не тоскуйте,
Теремок наш нарисуйте.
На тыльной стороне ЛЭП-бука папка с пазлами.
"До свидания" поем
Дружно в группу все идем!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательно-развлекательного досуга в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Музыка»
Конспект НОД по формированию математических представлений в подготовительной к школе группе
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Спорт