Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок - дебаты по истории, 10 класс. Иван Грозный гений или злодей?

Конспект урока истории в 10 классе на тему: «Иван Грозный – гений или злодей?
Автор: Шмигирилова Светлана Михайловна, учитель истории МКОУ Хрещатовская СОШ Калачеевского муниципального района Воронежской области.
Описание: Разработка предназначена для учителей истории, преподающих в 10 классе. Может быть использована для изучения нового материла. Готовясь к данному уроку, каждая команда желает выиграть в данном состязании, у детей появляется стимул «Стать победителем!» . Поэтому ученики изучают самостоятельно огромный объем литературы по предложенной тематике. Они готовят тезисы, консультируются с учителем. Это находит отражение в результатах обучения.

Форма урока: урок- дебаты.
Цели урока:
• обеспечить знания учащихся по теме «Начало правления Ивана Грозного»;
• повысить мотивацию к изучению истории через исследовательскую работу на уроке и во внеурочное время.
Задачи урока:
образовательные:
• познакомить учащихся с деятельностью Ивана IV;
• дать характеристику Ивану Грозному как историческому деятелю.
развивающие:
• развивать навыки работы с текстом документов;
• учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи;
• развивать умение защищать свою точку зрения.
воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.
На уроке используется метод проблемного обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, изображение Ивана Грозного в двух экземплярах, тесты для подведения итогов урока, диск –«Уроки Отечественной истории» Кирилла и Мефодия.

(для подготовки у данному уроку учащимся даётся домашнее задание:
познакомиться с жизнью и временем правления Ивана Грозного».
ХОД УРОКА
Учитель:
Добрый день ребята! На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению одной из интереснейших страниц истории России. Мы рассмотрим начало правления Ивана Грозного. Василий Осипович Ключевский сказал: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»
Почему так сказал Василий Осипович, у вас будет возможность высказаться в конце урока.
Вначале нашего урока я познакомлю вас с интересными фактами из истории рождения Ивана Грозного)
В 1505-1553г правил Василий III. У Романовых всегда было много детей, а Василий никак не мог дождаться наследника. И вот однажды, когда царь объезжал свои города с боярами, он им пожаловался в том, что ему не для кого царствовать. Соломония – его жена ему не родила ребёнка, и тогда бояре посоветовали Василию III развестись. Василию было 46 лет, когда он задумался о разводе, и о том, чтобы найти себе новую жену. Но, в истории Рюриковичей не было случая, когда при живой жене задумывалась новая свадьба. Вопреки сложившимся традициям и против обычая, московский митрополит Даниил, дал решение на развод, а Соломонию обвинили в колдовстве. После чего ее сослали в монастырь, насильно постригли в монахини. Но, Соломония сорвала с себя монашескую одежду и сказала, что ее обидчики будут наказаны, т.к. принятие монашества может быть только добровольным.
Через два месяца после насильственного, а значит, недействительного пострижения Соломонии 21 января 1526 года состоялась неожиданная свадьба сорокашестилетнего великого князя и двадцатилетней красавицы – княжны Елены Васильевны Глинской.
При изумительной красоте она была умна, весела, прекрасно образована: знала немецкий и польский языки, говорила и писала по латыни.
А через четыре года в ночь на 25 августа 1530 года над Москвой разразилась невиданная гроза. И вдруг со всех сторон к Москве рванулись сокрушительные вихри с огненными сполохами. А вслед за этим стали падать заборы и старые деревья, и полетели с ветхих изб крыши, церковные колокола стали раскачиваться сами собой, колокольный звон с гулом переплетались с собачьим воем. На улицу с криками и воплями стали выскакивать до смерти перепуганные люди. Над Москвой встал огромный колокол пожара.
В эту ночь Елена Васильевна Глинская в селе Коломенском родила своего первенца, которого нарекли Иваном.
Люди стали шептать друг другу, что такой грозы небывало никогда, значит, видать на горе всем родился грозный царь.
Василий III умер 4 декабря 1633 года. В тот же день его тело перенесли в Архангельский Собор. Над гробом ещё читали псалмы и служили панихиду, а уже 6 декабря в соседнем Успенском соборе митрополит Даниил венчал на великое княжение его сына, трёхлетнего Ивана. Дивно было слышать как из открытых дверей рядом стоящих храмов неслись на Соборную площадь и плачь об упокоении души усопшего отца и радостные голоса певчих, возглашавших многолетие сыну.
и опять москвичи испуганно шептались, что много примет на душу христианских жизней великий князь, если надевают на него шапку Мономаха под погребальный звон и заупокойные молитвы. И эта страшная примета, как показало будущее сбылась с лихвой.
На сегодняшнем уроке мы проведём дебаты по одной из интереснейших страниц истории России. Мы рассмотрим время правления Ивана Грозного и подумает: кем же был Иван Грозный - гений или злодей?
Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.
(Демонстрация слайда диска «История России с древнейших времен по ХIХ век».Слайд ур 30№11)
По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.
Вопрос: Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю.
Ребята, вы изучали деятельность Ивана Грозного в 7 классе. Какими словами вы бы могли охарактеризовать личность и деятельность Ивана Грозного?
(высказывания ребят)
Учитель: К сожалению, у многих людей представления о деятельности Ивана Грозного достаточно однообразны. Говоря о царе, мы вспоминаем его жестокий характер, чудовищные преступления против собственного народа.
Но, в российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства.
Учитель:
Наш урок пройдет в форме дебатов, на которых встретились 2 команды (название команд)
Дома вы готовили материал по данной теме, знакомились с историческими источниками, документами.
И так команды, занимайте места.

(команды занимают свои места и начинается состязание согласно методике проведения дебатов)

Учитель: Уважаемые ребята, вы убедились, что историки, исследователи, общественные деятели неоднозначно оценивают деятельность Ивана Грозного. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории, который укрепил единое русское государство и расширил его границы, присоединив Казанское и Астраханское ханства. А как бы вы охарактеризовали личность и деятельность царя?

Перед вами чистые листы бумаги. Напишите те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют личность Ивана Грозного.
(Каждая группа даёт свою характеристику и прикрепляет листочки на изображение Ивана Грозного на доске. Один портрет для высказываний с отрицательной характеристикой, другой портрет для положительных оценок).
Учитель: на сегодняшнем уроке мы рассмотрели оценку деятельности Ивана Грозного русскими историками. Иван Васильевич, несомненно, противоречивая личность, великая и ужасная одновременно. Но, несмотря на его цели усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, мы не должны оправдывать те средства, которыми пользовался Грозный царь. Никакими великими целями нельзя оправдать бессмысленный террор по отношению к собственному народу.
Учитель: Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы:1)Какие последствия для страны имела опричнина?
были ли ей альтернативы в XVIвеке?Почему она оказалась возможной?
2)Массовый террор наблюдался и в Англии, и во Франции, и в Испании, и в Швеции, между тем опричнина - явление уникальное. Что необычного в опричнине Ивана Грозного?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Возможные тезисы для обсуждения на уроке во время дебатов:
1. Вы считаете, что для того, чтобы усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, можно оправдать те средства, которыми пользовался Иван Грозный?
2. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, давайте вспомним опричнину, Новгородский погром. Вы считаете после этих событий можно назвать Ивана Грозного гением?
3. Вы считаете Иван Грозный – это злодей. Но, давайте вспомним начало книгопечатания, строительство храмов, присоединение территорий к нашей стране. Разве может злодей сделать так много для государства?
4. Вы считаете, что у Ивана Грозного много заслуг, но, как вы относитесь к тому, что после его правления население Новгородской земли, по сравнению со временем правления Василия III сократилось в 8 раз. Торговых дворов на северо-западе России осталась лишь одна шестая часть. Число крестьянских хозяйств сократилось в 16 раз, а вокруг Москвы опустело 84% пахотных земель.
5. Вы считаете Иван грозный - злодей. Но, давайте вспомним его детство. Можно ли оправдать бояр, которые творили бесчинства на глазах у взрослеющего государя. Не они ли сами заложили в характере Ивана подозрительность, жестокость, а потом пожинали плоды своей деятельности.
6. Вы считаете, что Иван Грозный – гений. Но, как вы можете объяснить тот факт, что от его бесчинства страдали не только бояре, но и простой народ? Не злодейство ли это?
7. Вы считаете, что народ боялся Ивана IV и считал его злодеем. Но, если бы народ, действительно считал его жестоким тираном, разве стали бы они просить вернуться из Александровской слободы обратно на царство?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края» Дебаты для школьников. Сценарий Зачётный тест по истории России для 10 класса Календарно-тематическое планирование по Всемирной истории, 10 класс

Похожие статьи:

Конспект урока истории для 10 класса по теме: «Политическая и духовная жизнь общества в конце 60-х начале 80-х годов»

Конспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века

Программа факультативного курса для учащихся 9, 10, 11 классов по истории Казахстана

Конспект урока по истории в 10 классе «Личность и деятельность Петра I»

Активные методы обучения. Кратко | Линейка к первому сентября в школе. Сценарий
Опубликовано: 2681 день назад (20 августа 2017)
Просмотров: 8939
+5
Голосов: 5
Елена Викторовна Багрова # 22 августа 2017 в 09:53 +2
Материал интересный, информационный.
Урок соответствует современным требованиям. Учит находить, анализировать, доказывать свое мнение,работать в команде.
Спасибо за приглашение. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 10:01 +1
Елена Викторовна, спасибо за комментарий!
Валентина Михайловна Скрипникова # 22 августа 2017 в 10:53 +1
Материал интересный, информационный.Пригодится многим педагогам! Голос!
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 14:29 +1
Спасибо!
Анастасия Борисовна Марахина # 22 августа 2017 в 13:13 +1
Это хорошо, когда появляется неоднозначное отношение к личности. К сожалению, многие учителя любят давать односложную оценку историческим личностям. Вы- молодец, что формируете у детей критическое мышление. Голосую
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 14:31 +1
Спасибо за комментарий, Анастасия Борисовна! Он очень важен для меня.
Надежда Трефилова # 22 августа 2017 в 14:49 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Прием - дебаты в современном образовании довольно распространенная,но не самая легкая задача для педагога. Нужно продумывать возможные проблемы и варианты поседения, что в вашей работе тоже отмечено "Возможные тезисы для обсуждения на уроке во время дебатов".
Тема личности и политики Ивана Грозного, действительно неоднородна и существуют разные точки зрения, кроме того каждый ученик может сформировать свое собственное мнение о Грозном царе. Поэтому я думаю, что выбранная вами методика проведения урока может быть полностью оправдана - мой голос Вам.
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 21:59 +1
Спасибо за комментарий и за голос! Ваше мнение очень важно для меня.
Ольга Николаевна Захаркив # 22 августа 2017 в 14:53 +2
Действительно Иван Грозный личность противоречивая... Мероприятие построено на анализе, что дает возможность учащимся высказать свое мнение, размышлять. Интересна и сама идея урока. Я в своей деятельности еще не встречалась с разработкой мероприятия, посвященной Ивану Грозному. Теперь есть повод для размышлений и, главное, есть от чего оттолкнуться! Однозначно "ЗА"!
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 22:00 0
Спасибо за комментарий. Творческих успехов Вам! smile
Светлана Александровна Колесникова # 22 августа 2017 в 15:23 0
Материал наиполезнейший. В школьной программе много часов посвящено временам Ивана Грозного. Это часть нашей истории, которую необходимо знать. Способ преподнесения материала необычен, что сразу привлечет внимание школьников.От стандартных уроков - лекций они порядком устали. Голосую!
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 22:00 +1
Спасибо, Светлана Александровна за комментарий!