Урок истории – 10 класс
Автор: Афонина Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №14, г. Саров Нижегородской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме «Личность и деятельность Петра I». Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы «Преобразования Петра Великого. Россия в I половине 18 в..». В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий и определяется их взаимосвязь исходя из социального аспекта.
Тема урока: «Личность и деятельность Петра I»
Тип урока: урок-семинар
Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Личность и деятельность Петра I»
Класс: 10
План урока
1. Введение. Понятие исторической личности.
2. Петр I как историческая личность. Характеристика личности Петра I.
3. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?
5. Ваша личная точка зрения на проблему?
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.
Задачи урока:
- обучение учащихся историческому анализу личности;
- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;
- формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;
- работа над философским аспектом роли личности в истории;
- формирование чувства исторической справедливости, умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Ход урока
Введение. Учитель:
«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип – человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека». [1]
Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.
Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность – есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя.
Личность характеризуется:
1. Потребностями личности.
2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.
3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.
4. Результатами деятельности.
Личность проявляется в действии.
Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия личности, как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством – империей, другие – принудил Россию сойти с естественного пути развития.
Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель-идея – служение государству. Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а он гордился своими делами.
Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:
Черты личности Петра I
|
Возможные примеры
|
Воля
|
|
Целеустремленность
|
|
Решительность
|
|
Преданность России
|
|
Трудолюбие
|
|
Смелость, личная отвага
|
|
Физическая сила
|
|
Суровость
|
|
Жестокость
|
|
Неприхотливость
|
|
Скупость
|
|
Невыдержанность, пьянство и лукавство
|
|
После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.
Страна
|
Правитель
|
Качества
|
Австрия
|
император Леопольд
|
Крайняя нерешительность и безволие
|
Дания
|
король Фридрих IV
|
Необычайно ленив
|
Польша
|
король Август II
|
Жизнелюбив, не гнушался изменами, не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения
|
Швеция
|
король Карл XII
|
Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными короля
|
В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:
1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль – Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача – он был не царем, а Петром Михайловым).
Главная идея Петра – «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадского мира – «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).
2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект – независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» – справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.
Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.
«Общее благо» дворян
|
«Общее благо» горожан
|
«Общее благо» крестьян
|
Обязательная учеба и служение государству
|
Активное участие в торговле и промышленности, а при отсутствии стремления заниматься этим добровольно всячески заставлять выполнять это «общее благо»
|
Выполнение повинностей и налоговых платежей
|
Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности – его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели – превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой.
Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:
«Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»… [1]
«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта – преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти» [1].
Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.
Список использованной литературы
1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1992, т.3
2. Мавродин В. Петр I. - М.,1948г.
3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990 г.
4. Павленко Н.И. Петр I. ЖЗЛ. - М., 1998 г.
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1993 г., книга 7,8,9
6. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. - М., 2009 г.
Рекомендуем посмотреть:
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»