Конкурсы

Конспект урока по истории в 10 классе «Личность и деятельность Петра I»

Урок истории – 10 класс

Автор: Афонина Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №14, г. Саров Нижегородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме «Личность и деятельность Петра I». Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы «Преобразования Петра Великого. Россия в I половине 18 в..». В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий и определяется их взаимосвязь исходя из социального аспекта.

Тема урока: «Личность и деятельность Петра I»

Тип урока: урок-семинар

Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Личность и деятельность Петра I»

Класс: 10

План урока

1. Введение. Понятие исторической личности.

2. Петр I как историческая личность. Характеристика личности Петра I.

3. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?

4. Почему Петр I был назван современниками  «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?

5. Ваша личная точка зрения на проблему?

Цель урока:

Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.

Задачи урока:

- обучение учащихся историческому анализу личности;

- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;

- формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;

- работа над философским аспектом роли личности в истории;

- формирование чувства исторической справедливости, умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.

Ход урока

Введение. Учитель:

«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип – человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека». [1]

Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.

Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность – есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя.

Личность характеризуется:

1. Потребностями личности.

2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.

3. Средствами, которые личность  использует для достижения поставленных целей.

4. Результатами деятельности.

Личность проявляется в действии.  

Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия личности, как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством – империей, другие – принудил Россию сойти с естественного пути развития.

Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель-идея – служение государству. Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а он гордился своими делами.

Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:

Черты личности Петра I

Возможные примеры

Воля 

 

Целеустремленность

 

Решительность

 

Преданность России

 

Трудолюбие

 

Смелость, личная отвага                                                

 

Физическая сила                                                                

 

Суровость

 

Жестокость

 

Неприхотливость

 

Скупость

 

Невыдержанность, пьянство и лукавство

 

После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.

Страна

Правитель

Качества

Австрия

император Леопольд

Крайняя  нерешительность и безволие

Дания

король Фридрих IV

Необычайно ленив

Польша 

король Август II

Жизнелюбив, не гнушался изменами,  не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения

Швеция

король Карл XII

Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными  короля

В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:

1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль – Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача – он был не царем, а Петром Михайловым).

Главная идея Петра – «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадского  мира – «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).

2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект – независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» – справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.

Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.

«Общее благо» дворян

«Общее благо» горожан

«Общее благо» крестьян

Обязательная учеба и служение государству

Активное участие в торговле и промышленности, а при отсутствии стремления заниматься этим добровольно всячески заставлять выполнять это «общее благо»

Выполнение повинностей и налоговых платежей 

Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности – его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели – превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой.

Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:

 «Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым  трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»… [1]

«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта – преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти» [1].

Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.

Список использованной литературы

1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1992, т.3

2. Мавродин В. Петр I. - М.,1948г.

3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990 г.

4. Павленко Н.И. Петр I. ЖЗЛ. - М., 1998 г.   

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1993 г., книга 7,8,9

6. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. - М., 2009 г.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Арбузова Светлана # 13 января 2014 в 16:36 +5
Светлана Рудольфовна Арбузова.
Уважаемая Татьяна Петровна, с интересом познакомилась с Вашим уроком.Заинтересовал Ваш сравнительный подход к характеристике личности Петра.В уроке присутствует проблемный подход, что очень важно для развития в  обучающихся нестандартного мышления,своего взгляда на ход истории.В то же время я не увидела в конспекте урока разделения задач урока на образовательные, развивающие и воспитательные.Так как это урок семинар и он подразумевает выступления и обсуждения, может быть был необходим алгоритм устного выступления и анализ его другими учащимися. С удовольствием воспользуюсь для себя Вашей идеей оценки исторической личности. Спасибо.
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 19:02 +1
Очень интересный урок-семинар. Достаточно хороший анализ личности Петра1, характер его внешней и внутренней политики. Сразу вспомнила свой урок в нетрадиционной форме. Обязательно поделюсь в ближайшее время. Спасибо!
Люция Рифовна Закаляпина # 13 июля 2014 в 23:27 +3
Доброго времени суток! Эта тема мне близка потому, что сама в этом году отправляла на конкурс разработку урока "Эпоха Петра I". У меня был урок-игра. Из праздного любопытства заглянула, не думая увидеть чего-то принципиально нового. Но мои ожидания самым приятным образом не оправдались. Неожиданный ракурс и аспект изучения! Браво! Можно было бы эту тему продолжить сравнительной характеристикой славянофилов и западников. Столько "копий сломано" о том, что же собой представляла личность Петра, споры, скорее всего, не утихнут никогда. Спасибо за столь интересную разработку!
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 10:23 +2
Для 10 класса - то, чно нужно. Помню, проводила в 7 классе - урок-суд и над Иваном Грозном, и Петром Великим. Для их возраста идет с восторгом, ну а для 10 класса конечно нужно что-то посерьезнее.
Особенно привлекор внимание, что в работе проводится сравнение Петра с его современниками, правителями других стран. Как раз то, что так часто забывается. Большое спасибо, великолепный труд.
Юлия Ивановна Бессонова # 27 октября 2014 в 18:21 +2
Сегодня случайно (искала тесты по профориентации) нашла этот сайт. В полном восторге! Молодцы, очень нужное для учителей дело. Что касается урока, ценно то, что эту разработку можно применить на практике с конкретными детьми. Я тоже очень люблю таблицы. В сравнении все познается намного лучше. Спасибо, за ценный опыт, по возможности проведу с учащимися.
Мария Юрьевна Воркуева # 31 октября 2014 в 17:32 +1
Уважаемая Татьяна Петровна! Очень интересный и необычный урок, обязательно попробую провести с учетом Ваших "изюминок". Спасибо за идеи! Желаю дальнейших успехов!
Оксана Владимировна Мешкова # 3 ноября 2014 в 19:33 +1
Добрый вечер, Татьяна Петровна! Посмотрела Ваш материал, понравилась разработка, при проведении своего урока, воспользуюсь ей. Спасибо Вам! С уважением, Мешкова Оксана Владимировна.
Елена Валерьевна Посаженникова # 8 ноября 2014 в 08:13 +1
Уважаемая Татьяна Петровна! Личность и деятельность Петра очень неоднозначны в оценках. Как правильно, что Вы даёте детям возможность самостоятельно дать эту оценку. Урок помогает проанализировать многие спорные моменты в жизни исторического деятеля. Полезная разработка! Спасибо!
Ольга Владимировна Кораблева # 8 ноября 2014 в 19:43 +2
Здравствуйте,Татьяна!Неординарный урок!Обычно, изучая эпоху Петра,акцент на уроках делают на его реформах,внешней политике,а вы "подошли" к Петру прежде всего как к человеку,подчеркивая его личный фактор. У учителя не всегда хватает на это времени,но это важно в нашей дисциплине - роль личностных качеств на ход истории высока (примеров у истории хоть отбавляй-и Иван Грозный и Николай 2 и мн. др.).Спасибо!
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 20:45 +1
Интересный материал для изучения роли личности в истории! Считаю, что этой разработкой воспользуются многие и я в том числе
Лариса Петровна Малкова # 2 декабря 2014 в 10:20 +1
Полный, всеобъемлющий материал по теме, спасибо учителю, что так много стороне смогла подойти к проблеме. Обязательно воспользуюсь это методической разработкой при изучении темы "Преобразования Петра Великого.Спасибо. Голосую.+1
Виктория Владимировна Зотова # 4 декабря 2014 в 22:54 +1
Здравствуйте! Эпоха Петра I изучается как в 7 классе, так и в 10. Эта одна из тем, которая мне всегда очень нравится и я стараюсь провести урок так, чтобы заинтересовать ребят. Из предложенной разработки можно использовать некоторые интересные моменты. Спасибо.
Инна Михайловна Соловьева # 28 декабря 2014 в 20:34 +1
Здравствуйте.Разработка урока очень качественная и интересная. Себе на заметку взяла план характеристики личности Петра Первого,очень необычно,ребятам было интересно работать с этим заданием. Большое вам спасибо.
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 17:49 +1
Очень полезная информация для подготовки уроков литературы. Выводы в статье содержательны и лаконичны. Можно использовать для сообщений.Интересное обобщение,интересные факты.Прослеживается современная точка зрения на правление императора. Спасибо!
Косова Елена # 5 января 2015 в 19:29 +1
Здравствуйте! Очень полезная разработка урока. Вы на уроке используете таблицы, я считаю, что это очень полезно. Материал структурирован и его обучающиеся могут использовать как опорный конспект при подготовке к зачетам, экзаменам. Спасибо, успехов. С уважением, Косова Е.А.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:48 +1
Татьяна Петровна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!Необычный подход к характеристике личности Петра.
С уважением Никкина Т.В.
Марина Станиславовна Гарастюк # 14 февраля 2015 в 12:42 +2
Здравствуйте, Татьяна Петровна! Ваш урок, очень актуален, особенного для старших классов. Хороший подбор исторического материала, интересный подход сравнения. Особенно понравилось сравнение с современниками, что дает возможность ребятам проявит себя истинными исследователями. Главная задача перед учителем сегодня это научить детей самостоятельно добывать информацию, что вы и делаете на данном уроке. Спасибо,за вашу работу!
екатерина # 25 февраля 2015 в 13:33 +1
Добрый день!!!!!!!Очень занимательная разработка, в виду перехода на новые стандарты есть многие моменты которые помогают в формировании, к примеру, метапредметных результатов - ценно!!!!!!Взяла на заметку...
Нина Анатольевна Косолапова # 26 февраля 2015 в 17:42 0
Татьяна Петровна! Очень интересная работа. Применю на своих уроках. Спасибо
Ольга Анатольевна Печёнкина # 6 марта 2015 в 20:38 +2
Уважаемая Татьяна Петровна!Согласна с предыдущим комментарием, что личность и деятельность Петра очень неоднозначны в оценках. В основном, знания детей формируются так, как сам лично относится учитель к тому или иному событию, к личности, ведь в истории России очень много личностей к которым у людей неоднозначное отношение(Ленин, Сталин,Брежнев и т.д.). И нам, учителям истории порой бывает очень нелегко давать характеристику личности,потому что всё равно обязательно присутствует своё личное мнение. И это правильно, что Вы даёте детям возможность самостоятельно дать эту оценку. Полезная разработка! Спасибо!
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 15:51 +2
Здравствуйте Татьяна Петровна! Разработка цельная, качественная. Я сама приучаю студентов вести записи в табличной форме, в виде схем и алгоритмов. Использование внепредметных связей прослеживается в сравнении личности Петра и его современников, правивших в Европе. Обязательно использую некоторые элементы разработки на уроке.
Ольга Валерьевна Прохорова # 7 апреля 2015 в 16:44 +1
Уважаемая, Татьяна Петровна! Мне очень понравилась ваша разработка " Личность и деятельность Петра 1" Хорошо, что вы приучаете ребят делать выводы и высказывать своё собственное мнение. Интересно, как вы используете сравнительный анализ деятельности Петра1 и его современников. Таблицы помогают увидеть не только целиком работу учащихся, но и дальнейшую возможность подготовки к ответу на уроке и экзамене. Спасибо за разработку.Беру себе в заметки.
Татьяна Викторовнна Старкова # 11 июня 2015 в 09:46 0
Урок очень актуален, особенного для 10 класса. Понравился подбор исторического материала, занимательный подход сравнения. Урок направлен на самостоятельную деятельность учеников, что актуально в свете перехода на ФГОС второго поколения. Спасибо,за работу!
Ирина Ивановна Шевченко # 15 июня 2015 в 23:03 0
Здравствуйте, Татьяна Петровна! Спасибо за Ваш интересный и неординарный урок. Мне он очень пригодился при подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ по истории. Очень полезными оказались Ваши приёмы на сравнение современников Петра, различные взгляды на петровские преобразования с точки зрения разных сословий России. Ценным считаю сам метод исследования с опорой на исторический источник или монографию, которому Вы обучаете учеников. Таким образом дети самостоятельно делают выводы, оценивают историческую личность. Так и формируется мировоззрение. Спасибо за помощь!
Евгения Михайловна Захарова # 29 июня 2015 в 12:21 0
Интересный урок. Эпоха Петра Великого одна из благодатных тем для исследования. Действительно в конспекте отражается стремление педагога развивать у обучающихся умения анализировать, мыслить, сравнивать, сопоставлять и определять собственную позицию в отношении исторической личности и событий. К сожалению, в самом конспекте не выражено четко на каком этапе проходила работа с источниками и дополнительной литературой, как она строилась и откуда были взяты столь категоричные характеристики личности современников. Однако, исходя из поставленных задач, посмею предположить, что это было предварительным заданием при подготовке выступлений учащихся.
Кириллова Людмила Анатольевна # 26 сентября 2015 в 20:42 0
Замечательный, содержательный конспект. Изучение личности Петра вообще интересная тема, неслучайно в вопросах ЕГЭ очень часто попадаются проблемные вопросы об этом неординарном человеке. Некоторые моменты урока взяла на заметку.Буду применять.Особенно выделю элементы урока, касающиеся изучения черт характера Петра и его сравнение с другими правителями.
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:13 0
Добрый вечер!Мне тоже понравился Ваш урок! Интересно, креативно, каждый учащийся может выражать свою точку зрения! Рассмотрение одного вопроса с различных точек зрения, причем точку зрения вырабатывают сами ученики, дает возможность оценить и разрешить поставленную проблему!
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:40 0
Хорошее в уроке – чёткая организация материала (необъятного) и выводы,
приводящие мысли в порядок.
Екатерина Андреевна Шумаева # 4 декабря 2015 в 22:39 0
Хорошо подобран тип урока - урок-семинар. Для десятиклассников такая форма работы часто позволяет добиться эффективных результатов. Действительно, деятельность Петра I оценивается историками неоднозначно. Очень важно, чтобы учащиеся учились критически относиться к информации и вырабатывать собственное отношение к ней. Удачно подобраны цитаты для анализа. Данная разработка обращает внимание учащихся и на непосредственно на реформаторскую деятельность Петра I, и на его личностные качества, что не менее важно!
Елена Борисовна Жданова # 21 января 2016 в 16:59 0
Жданова Елена Борисовна
Считаю очень нужной работу над созданием образа исторической личности, спасибо за подсказки, обязательно использую в работе
Галина Валентиновна Неплюева # 24 марта 2016 в 22:01 0
Здравствуйте,Татьяна Петровна. Спасибо за интересный проблемный подход на уроке к личности Петра I. Мне тоже нравится урок-семинар,где ребята могут не только дать оценку личности через источники ,но и свою оценку исторической личности,в том числе и через реформы.Интересен материал вы предлагаете для анализа личности и событий,связанных с личностью. Спасибо за материал-обязательно воспользуюсь вашей подсказкой.
Елена Владимировна Никонорова # 13 мая 2016 в 19:31 0
Очень полезная разработка, позволяющая развивать учебную мотивацию, познавательный интерес обучающихся к истории.
Многое взяла себе на заметку. Большое спасибо за вашу работу!
Женихова Екатерина Сергеевна # 14 мая 2016 в 15:18 0
Спасибо за разработку урока. Личность Петра действительно очень интересна и ее никак нельзя оставлять без внимания. Думаю, что благодаря данному уроку перед учениками раскроется вся полнота этой исторической фигуры.
Ольга Ивановна Симакина # 9 июня 2016 в 05:43 0
Урок интересен для меня, как учителя истории. Ведь действительно с именем Петра 1 связана эпоха великих реформ. И даже у историков нет единого мнения, но что же всё – таки Пётр 1 – чудо или чудовище? В вашем конспекте хорошо показано, что Пётр 1, как великая личность был активным и шёл в ногу со временем.
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 12:49 0
Урок очень интересен. Буду использовать в своей практике. Спасибо автору. Об эпохе Петра нельзя судить однозначно, поэтому для творчества педагога есть обширное поле деятельности.
Анна Владимировна Алдошкина # 12 октября 2016 в 14:21 0
Спасибо Вам большое, за отличную разработку, не которые элементы возьму на заметку.
Олег Камильевич Аминов # 13 августа 2018 в 12:25 0
Здравствуйте, Татьяна Петровна. Познакомился с вашей разработкой урока. Мне он понравился и обязательно возьму его на вооружение. Правда для 10 класса лучше наверное было бы, что бы сравнение Петра с другими правителями прошло с опорой на какие либо источники, мнения, документы.