Классный час по экологии для школьников средних классов. Тема: Растения нашего края
Цель: Познакомить учащихся с некоторыми представителями растительного мира, с применением растений в быту, народными верованиями людей в их силу, обрядами и традициями, расширять кругозор учащихся, учить бережному отношению ко всему живому, воспитывать любовь к природе, родной земле.
Материал будет интересен: классным руководителям, педагогам-организаторам, учителям биологии, руководителям экологических кружков.
Оборудование: магнитная доска, магниты, рисунок вазы на листе формата А-1, с нанесенным в некоторых местах двухсторонним скотчем, шапочки с нарисованными растениями, засушенные или вырезанные из бумаги травы, сборный цветок с лепестками цвета радуги.
Ход
Луганщина – прекрасный край со своим животным и растительным миром. Проживая в крупных городах, люди очень мало общаются с природой, перестают замечать ее красоту и уникальность. Сегодня мне хотелось бы познакомить вас, ребята, с некоторыми растениями, которые произрастают в нашей местности, обратить внимание на скромную красоту каждой травинки, собрать прекрасный букет - подарок нашей земли.
Педагог:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Что встречаем повсеместно
Вдоль дорог, на пустырях,
На опушках, в огородах,
На лугах и на полях?
Что за сорное растенье
Применяли все врачи
В Древней Греции и в Риме,
И в Китае, и в Керчи?
От болезней кто помощник,
Подскажите…(подорожник).
Педагог:
Правильно, это подорожник, многолетнее травянистое растение с широкими листьями, считается сорняком. Удивительный факт в том, что с открытием Америки и первыми шагами европейцев появился на этом континенте и подорожник. Растение быстро распространялось и вызвало у местного населения страх перед могуществом и силой европейцев.
«След белого человека» - так называли местные подорожник.
А объяснялось все просто: семена легко переносились вместе с обувью человека и копытами животных. Растет у дорог, на полях и выпасах, лесных тропинках, потому и название получил «попутник», «подорожник».
Науке известно более 250 видов, некоторые произрастают у нас на Луганщине.
(Выходит ученик в шапочке с изображением подорожника, в руках засушенное растение)
Ученик: Я – подорожник, хочу рассказать вам о своей пользе для людей. Мои листья и семена содержат каротин, витамины С, А, К и много важных химических компонентов, этим и объясняются лекарственные свойства. Я могу помочь при ангине, кашле, боли в желудке. Не забудьте о моих свойствах восстанавливать повреждения кожи, вся сельская детвора знает об этом.
(Ученик прикрепляет растение к вазе, нарисованной на ватмане).
Педагог:
Ребята, а теперь я прочту стихотворение о следующем растении.
Набежали куры. Кыш!
Что клюете вы - спорыш.
Очень мягкая трава
Застелила полдвора, Стелется сплошным ковром,
Мягко полежать на нем.
Или ранним утречком
Бегать можно босиком.
Годится для лечения –
Снимает воспаления,
Если заболели почки –
Завари его листочки.
Так болит, порой невмочь,
И спорыш готов помочь!
(Выходит ученик – «спорыш»)
Ученик: Я – спорыш ! Мало кто знает, что я родной брат гречихи, мы из одного семейства. С виду я неприметная травка с длинными ползучими стеблями до 1 метра. Я могу произрастать почти везде: на любых почвах во многих странах северного и южного полушария. В народной медицине спорыш используют в виде отваров, настоев, компонентов травяного чая от большого перечня заболеваний внутренних органов.
Я – спорыш имею солидный состав полезных веществ. Ребята, я уверен, что меня вы можете увидеть даже по дороге из школы домой.
(Ученик прикрепляет спорыш к вазе).
Педагог:
Для того, чтобы узнать название следующего растения соберите из лепестков цветика – семицветика его название. (На каждом лепестке написана буква П,А,К,И,Р,А,В)
(Игровой момент: ученики все вместе составляют слово КРАПИВА).
Педагог:
Правильно! Это крапива. А вот как о ней сказано в «Толковом словаре» нашего земляка Владимира Ивановича Даля: жегала, жигалка, ожига, жгучка, жигучка.
Вот послушайте:
Что там за белые цветы –
Резные листья?
Необычайной красоты
Весенний выстрел.
Закрыли тонкий стебелёк
Узором белым.
Кто это всё придумать смог?
Кто это сделал?
Красивый праздничный наряд,
Всё больше света,
Но люди часто говорят:
«Так что же это?»
Нельзя дотронуться рукой –
Земное диво.
Там, нарушая наш покой,
Цветёт крапива!
У забора, всем на диво,
Разрослась трава – крапива.
Ярко наряжается,
А сама – кусается!
Всё заполнила кругом,
Охраняет старый дом.
В сад воришек не пустила
Наша «злющая» крапива!
Педагог:
Крапива - многолетнее растение, люди издавна использовали его в своих целях: в кулинарии, медицине, косметологии. А еще верили в то, что крапива защищает жилище от бед и несчастий, прогоняет болезни с человека и животных.
Известен обычай, когда домашних животных первый раз весной выгоняли на пастбище, то нужно было делать это стеблями молодой крапивы для здоровья и сохранения стада.
Вспомните сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», в которой показан яркий пример магических свойств крапивы.
Особенно любят это растение кролики и куры, а также …аквариумные рыбки в виде сухой добавки в корме.
(Девочка- «крапива» прикрепляет сухое растение к вазе на бумаге).
Педагог:
Ребята, посмотрите, наша ваза заполнилась, получился неброский букет растений, которые произрастают на нашей земле. Оказалось, они играют огромную роль в природе и каждое из них можно отнести к лекарственным и полезным. Обращайтесь внимание на травы и цветы, которые вас окружают, и вы увидите удивительную красоту нашей природы, бережно относитесь ко всему живому, как это делали наши предки, и тогда природа будет вам благодарна.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию в 5 классе
Экологический проект, 6 класс
Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией
Экологическая беседа для учащихся 5-7 класса. Загрязнение вод Мирового океана
Похожие статьи:
Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс
Внеклассные мероприятия по экологии, 5-6 класс
Сценарий экологической сказки для 5 класса