Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экспериментированию с магнитом для детей старшей группы

НОД в детском саду «Чудесные экспериментирования с магнитом». Старшая группа
Автор: Антоненкова Евгения Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с №59, г. Новосибирск
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с магнитом. Для детей старшей группы.

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.
Ход НОД
Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!

Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это театр, да не простой. Посмотрите. Персонажи в этом театре могут двигаться. Подумайте, с помощью чего я ими управляю? Почему они двигаются? (дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Обратите внимание, Посмотрите, к каждой фигурке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и фигурка последует за магнитом
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен?
ДЕТИ: - Стеклянный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит в карточке напротив стеклянного образца, какой знак надо поставить?
ДЕТИ: - Минус.
Продолжите экспериментирование самостоятельно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: - На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Проблемная ситуация:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: - Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
ДЕТИ: -Помогатор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).

Музыкальная физминутка «Помогатор»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время. Например, намагниченной отверткой удобно вкручивать шурупы, они не падают (показать на примере).

Опыт№2 « Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вот электрический магнит работает благодаря электричеству. Поступает электрический ток, магнит работает, стоит электричество отключить, магнит теряет свои способности притягивать предметы. Сейчас (имя ребенка) вам покажет, как в домашних условиях можно сделать электрический магнит. Самим его делать нельзя, только ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Выходит ребенок с готовым магнитом, который сделал дома вместе с родителями и рассказывает.
РЕБЕНОК: - Нам понадобятся большой гвоздь, медная проволока в оплетке, батарейка (источник электрической энергии). Наматываем проволоку на гвоздь, витки делаем близко друг к другу, чтобы не было промежутка. Концы проволоки очищают родители от оплетки. Теперь присоединяем концы к батарейке и наш магнит заработал. Отсоединяем, магнит не работает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, какие бывают магниты?
ДЕТИ: - Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, магниты могут быть сильными и слабыми. Их сила определяется в зависимости от того какой вес они могут поднять. Наука не стоит на месте. Ученые создали неодимовый магнит. Эти магниты самые сильные на земле. Сейчас я вам это покажу. У меня есть два магнита одинакового размера. Один серебристого цвета - это неодимовый магнит, и магнит черного цвета – это обычный магнит. Перед вами гайка, которая по размеру больше наших магнитов. Как вы думаете смогут ли магниты ее поднять? (ответы детей). Проверяем! (неодимовый магнит поднимает, а простой магнит нет).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот ребята, вы теперь знаете. Что магниты бывают…
Вывод: магниты бывают сильными и слабыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: - Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: - У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: - Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: - Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: - Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный лабиринт».
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
ДЕТИ: - До свидания!

Эту образовательную деятельность я проводила два года назад. Когда к ней готовилась, то сделала знаки для работы в центре экспериментирования. Надеюсь они кому нибудь пригодятся.











Рекомендуем посмотреть:

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ. Волшебница вода Конспект НОД по формированию основ экономического воспитания у детей старшей группы
Проект в старшей группе "Удивительная соль" | Проект в детском саду в подготовительной группе. Игрушки наших предков
Опубликовано: 2603 дня назад (7 октября 2017)
Просмотров: 16113
+5
Голосов: 5
Ольга Васильевна Яковлева # 8 октября 2017 в 11:54 +1
Здравствуйте, Евгения Сергеевна. Мне очень понравились чудесные эксперименты с магнитом. Главное, что дети знакомились со свойствами на личном опыте. Продуманы проблемные ситуации. Дети экспериментируют, анализируют, выдвигают гипотезы, делают выводы. Отлично! материал пригодится в работе. Беру в закладки. Спасибо! Дальнейших творческих успехов! голос
Екатерина Владимировна Демина # 9 октября 2017 в 09:43 0
Уважаемая, Евгения Сергеевна!Мне очень понравился материал по экспериментированию!Это очень интересно и не обычно такое проводить в ДОО!Возьму на заметку со своими воспитанниками)))
Ирина Владимировна Жемчужнова # 9 октября 2017 в 23:24 0
Здравствуйте, Евгения Сергеевна. Мне понравилось! Разработка очень удачная, интересная, познавательная, разностороняя. Все расчитано на легкую непринужденную, но в тоже время очень захватывающую работу с детьми. В конспекте использованы разные приемы обучения и закрепления знаний детей. Ваш материал очень полезен для детей детского сада.. В процессе проведения мероприятия развиваются и кругозор, и образное мышление. Смена видов деятельности позволяет поддерживать устойчивый интерес к материалу. Мой голос! Успехов Вам!
Екатерина Владимировна Левченко # 10 октября 2017 в 15:44 0
Уважаемая, Евгения Сергеевна!Мне очень понравился материал по экспериментированию!Это очень интересно и не обычно такое проводить в ДОО!Возьму на заметку со своими воспитанниками
Елена Петровна Гаврычева # 10 октября 2017 в 21:35 0
Экспериментальная деятельность становится все популярней в ДОУ, набирает силу, так сказать. Кто то покупает готовые программы для ДОУ. здесь все доступно и выполняются все требования программы воспитания и обучения. Особенно хороши правила поведения в рисунках и схемах ! СПАСИБО!
Надежда # 13 февраля 2020 в 06:53 0
Очень понравилось!Отлично! Большая помощь для моей работы!