Игра как способ поддержания учебной мотивации младших школьников
Обосновывая положение о том, что использование игровых элементов в учебном процессе играет важную роль, стоит обратиться к трудам таких психологов как Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Ведь говоря о психическом развитии обучающихся младших классов и соответственно опираясь на труды советского психолога Л.С. Выготского, следует сказать, что ведущим видом деятельности для данного возраста является игра (Выготский, 1999; Эльконин, 1999).
Вслед за А.Н. Леонтьевым мы понимаем игру как выполнение осмысленных, но непродуктивных действий, мотивами которых является не достижение некой цели, а сам процесс их произведения. Согласно его трудам, игра представляет особую важность для детей данного возраста, поскольку она способствует развитию всех психических процессов необходимых для существования человека в социуме (Леонтьев, 1975). Так, советский педагог В.А. Сухомлинский сравнивал этот вид деятельности с окном, через которое ребенок сначала учится понимать мир, а затем наиболее быстро получает и усваивает информацию и знания о нем.
Несмотря на то что игра является также ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, она не перестает быть актуальной и у обучающихся младших классов. Однако ее содержание и направленность меняется: появляется большее количество игр с разнообразными условиями и правилами, деятельность становится более осмысленной. Соответственно, можно сделать вывод, что ребенок учится следовать правилам и нормам принятым в обществе опосредованно, т.е. через следование правилам игры.
С помощью разумного использования игры на уроках, учитель может не только избежать множества проблем возникающих в учебном процессе (например, частого использования обучающимися речевых ошибок), но и сделать процесс обучения более интересным, веселым, запоминающимся, а главное – продуктивным. Ведь для ребенка игра – это естественная форма обучения (Гришкова, 2004).
Однако нельзя исключить некоторые сомнения, возникающие у педагогов касательно игровых методик обучения. Зачастую игры не используются учителями из-за того, что когда-либо они уже были использованы, но не принесли нужных результатов. Либо педагоги склонны полагать, что игра только будет портить установленную на уроке дисциплину, вследствие чего в учебный процесс вводятся только строго-дидактические игры. Однако такие игры далеко не всегда интересны для обучающихся (особенно для младших школьников), поскольку чаще всего эти игры носят формальный характер и не отличаются от обычных заданий и упражнений. А поскольку на начальном этапе обучения одной из важнейших задач учителя является воспитание и развития у ученика осознанного положительного отношения к учебной деятельности, то игра может стать наилучшим способом достижения поставленной задачи. Игра помогает не только пробудить интерес к учебе, но также желание быть членом учебного коллектива, уважать учителя и окружающих, развивает тягу не только к знаниям научного характера, но и тягу к книгам и чтению. Также, актуальность использования игры в учебном процессе повышается из-за перегрузки современных школьников различной информацией, которая, не фильтруясь сплошным потоком, поступает их сознание. Игра может облегчить этот процесс, помогая упорядочить и закрепить уже полученные знания (Осмоловская, 2004).
Дидактическая игра – наиболее приемлемая разновидность игры для обучения. К ее основным функциям можно отнести: формирование интереса к обучению, общезначимых умений и навыков (включая навыки самоконтроля и самооценки), восприятие правильных социальных отношений, а также снятия напряжения от процесса обучения.
Итак. При разумном использовании игры, ценность ее при обучении детей младшего школьного возраста становится очевидной. При соотнесении ее с другими видами деятельности, грамотно подбирая разновидности игр,а также продумывая организационную сторону проведения игры, учитель может не только улучшить адаптацию ребенка к школе и ее правилам, но и добиться высоких показателей в обучении.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии, М.:Юрайт, 2016 – 199 с.
2. Выготский Л.С., Педагогическая психология, М.:ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999 – 536 с.
3. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности // Начальная школа – 2004, №11 – 41 с.
4. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975 – 130 с.
4. Осмоловская И.М., Игра на уроках // Начальная школа. – 2004. - №5. – 13 с.
5. Пилипчук Л.В., Учимся и играем // Начальная школа. – 2005,№10 – 84 с.
6. Эльконин Д.Б., Психология игры // М.: ВЛАДОС, 1999 – 360 с.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ
Игра «Морской бой» по русскому языку в начальной школе
Игра "Слабое звено" для 3 - 4 класса
Игра-викторина с ответами для детей 3 - 4 классов
Похожие статьи:
Познавательная игра о временах года для школьников 2-4 класса