Конспект по модулю кейс-технологии по теме «Русская изба»
Цель: Научиться проводить анализ обустройства русской избы и назначения элементов русского дома и домашней утвари с презентацией разработанных продуктов, показать значимость сохранения декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Познакомиться с обустройством русской избы, домашней утвари через иммерсионный музей школы, лекцию учителя, виртуальный музей в Интернет и др.
2. Научиться соотносить устаревшие слова с элементами русского дома.
3. Научиться выполнять любую принадлежность дома, кухни в любой технике.
4. Развить навыки макетирования
5. Научиться выполнять фотоотчет и презентовать свою работу.
Актуальность - это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на уроке. Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного учителем кейса во многом зависит успех всей работы на уроках.
Практическая значимость: применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Данный материал можно использовать на уроках технологии, краеведение, на классных часах, занятиях дополнительного образования, есть возможность тиражирования в электронном виде.
Предполагаемые образовательные результаты:
Универсальные (hard skills):
Командная работа
Умение отстаивать свою точку зрения
Навык публичного выступления
Навык представления и защиты проекта
Креативное мышление
Аналитическое мышление
Методы дизайн-анализа
Профессиональные (Soft skills):
Дизайн-проектирование
Методы генерирования идей
Макетирование
Передача различных фактур материалов
Техника скетчинга маркерами
Объемно-пространственное мышление
Композиция в фотографии
Артефакты:
• Презентация проекта
• Выставка
• Словарь устаревших слов
Демонстрационный материал:
• Выставка детских работ
• Образцы поэтапного изготовления работ
• Презентация «Путешествие Машеньки»
• Презентация «Крестьянские хоромы»
• Презентация «Наличники»
• Школьный иммерсивный краеведческий музей
Раздаточный материал:
Принадлежности и оборудование для:
- Соленого теста.
- Наличники в технике вытынанки
- Выполнения тряпичной куклы
Маркеры художественные: бумага (формат А4 или А3), ручка, карандаш, ластик, картон, гофрокартон, ножницы, нож макетный, макетный коврик, клей ПВА, ткань
Тесто для лепки, краска , гуашь
Оборудование:
Флипчарт, фотоаппарат/смартфон, компьютеры, интерактивная доска/проектор для проведения презентации
Методические приёмы: игровая ситуация–экскурсия, лекция, мастер -класс.
Учебно - тематическое планирование занятий
1. Разработка проблемной ситуации для учащихся. Ситуация должна быть понятной ученику и соответствующей его возрасту.
Ситуация
Не всегда послушная девочка Маша, из современной сказки «Маша и медведь» убежала из своего нового дома, затерявшись в лесу, она набрела на очень красивую избу. Машенька от удивления забыла о своём страхе, и стала внимательно рассматривать план и вид избы, всевозможную утварь – бочки, кадки, коробы, сундуки, ведра, ушат. Побежала в сени, но и там никого не было, на улицу, и от удивления красоты наличников забыла, что потерялась. Задумавшись, и входя в избу набила себе шишку на лбу: «Ну почему дверь в избу такая низкая?» Поплакав и проголодавшись, Маша стала искать себе еду. Увидела огромное сооружение посреди комнаты из красного кирпича, открыла заслонку и нашла свою любимую кашу. «Руки грязные, где же здесь кран с водой» -думала девочка. Нашла рукомойник и точно вода в ладошки набралась. Наелась, развеселилась, то на скамью сядет, то на лавку. Нашла на полке – разиньке тряпичную куколку и стала на судничке играть, за печь -ширму спрячется, Устала, залезла на полати и уснула. Снится Машеньке сон, как изба освещалась лучинами, а она умело работает на прялке, готовит кружевную оборку на кровать – подзор. И сколько еще потом она всего нового узнала!
Описание кейса. Содержание темы работы.
1. Познакомиться с бытом русских людей через литературу, сеть Интернет, виртуальную экскурсию в музей под открытым небом в г. Кострома «Костромская слобода».
2. Нарисовать схему русской избы или расстановку и убранство комнаты, в цвете.
3. Найти в Интернет, рассмотреть схему и названия русской печи.
4. Посетить школьный иммерсивный краеведческий музей и рассмотреть кухонную утварь.
5. Придумать резной рисунок наличника и выполнить в технике вытынанки.
6. Выполнить, понравившуюся вещь, изделие в любой технике ( ткачество – половичек, элемент вышитого полотенца, солонку из полосок бумаги, чугунок, ложку из теста и т.д.)
7. Составить словарь устаревших названий русской избы и быта людей.
Занятие 1 (2 часа)
Цель: Научиться проводить анализ обустройства русской избы.
Что делаем: Учитель разбивает детей по группам, состоящим из двух-трех человек. В качестве объекта рассмотрения выбираем обустройство русской избы. Обсуждение фиксации предмета и назначения.
Занятие 2 (2 часа)
Цель: Научиться выполнять натурную зарисовку объекта Развить навыки макетирования.
Что делаем: Изучают и рисуют схему русской избы или расстановку и убранство комнаты, в цвете, составляют словарь слов, прорисовывают наличники на бумаге в технике вытынанки прорезают детали резьбы.
Занятие 3 (2 часа)
Цель: Изучение назначения элементов русского дома и домашней утвари; создааем функциональный прототип объекта из бумаги, картона , соленого теста и другого материала.
Что делаем: Рассуждаем на тему элементов русского дома. На стикерах одного цвета пишем устаревшие слова, на стикерах другого цвете, что означают. Клеим стикер рядом друг с другом. Выполняют любую принадлежность кухни или украшения дома. Фиксируем идеи.
Занятие 4 (2 часа)
Цель: Научиться презентовать разработанный продукт.
Что делаем: Делаем фотоотчет. Готовим презентацию
Презентация проектов по группам.
Введение в проблему.
Обсуждаются моменты обустройства дома. (Просмотр презентации «Крестьянские хоромы», и ситуационная презентация «Путешествие Машеньки»)
Формирование проектных групп и распределение ролей:
Задание рассчитано на коллективное исполнение (проектные группы по 2-3 человека). Наставнику рекомендуется следить, чтобы все участники команды были вовлечены в процесс работы над проектом.
Изучение проблемы.
Проводится анализ элементов дома на примере экскурсий, выявляется связь обустройства и функции дома (экскурсия в иммерсивный школьный музей)
После выполнения эскиза комнаты, рекомендуется использование стикеров как инструмента фиксации его предмета и назначения. (соотносили устаревшие слова и его назначением). Этот этап проводится по правилам молчаливого мозгового штурма.
Разработка и создание.
Визуализация идей. Создание макета.
Команды создают функциональный прототип из бумаги и картона, и других материалов, который должен отображать проектный замысел, выполняться в масштабе и демонстрировать функцию. (изготовление домашней утвари из соленого теста)
Допустима степень условности при выполнении макета; не нужно стремиться к реалистичности (выполняли макет наличников на бумаге).
Презентация
Демонстрация прототипа и фотоотчет с этапами создания, сверстанный в презентацию.
Для презентации проекта, учащиеся могут сделать зарисовки на маркерной доске, отобразить графически схему комнаты, печи, изделий.
Защита проекта
Учащиеся презентуют свой проект перед другими командами, могут лично выполнять. Допускаются любой формат презентации: рассказ, демонстрация принципа действия, рекламный подход, вовлечение в процесс презентации участников других команд.
Наставник и участники других команд задают вопросы по проекту, могут предлагать свои идеи.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»