Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Свойства песка

Конспект НОД в подготовительной группе "Песочная лаборатория". Образовательная область «Познавательное развитие»
Материал будет полезен воспитателям детского сада, родителям, старшим воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: сформировать познавательные представления детей о песке и его свойствах.
Задачи:
образовательные:
1.Развивать представление о песке как об объекте неживой природы, познакомить детей со свойствами песка в ходе практической деятельности; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
2.Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях
животного мира пустынь;
3.Развивать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.
развивающие
1. Развивать познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
Активизация словаря:
Сыпучий, тяжелее, легче, лаборатория, воздух, вода, пусто, пустой, пустынь, лупа.
Предварительная работа: работа с глобусом, чтение энциклопедии по данной теме; создание вместе с детьми макета «Пустыня»; создание в группе мини-музея «Такой разный песок»; игры и экспериментирование с песком в центре природы; рисование песком на световом столике; знакомство с правилами безопасности при проведении эксперимента, рассматривание различных видов песка (кинетический, кварцевый).
Материалы и оборудование: Мультимедийная доска, видеофильмы «Животный мир в пустыне», «Использование песка человеком»; стол у воспитателя с оборудованием для экспериментирования с песком; весы.
На столах у каждого ребенка: 2 тарелочки с сухим и сырым песком, 2 пластиковых стаканчика, воронка, ложечка, палочка, трубочка, формочка, бутылочка с водой, лупа, салфетки бумажные, поднос.
Методы и приемы:
Наглядные: использование интерактивной доски, просмотр видеофильмов, показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка.
Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций.
Игровые: видеоролик для проведения физкультминутки «Чударики».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо от ваших друзей- малышей. Давайте его посмотрим и послушаем (на экране появляются малыши). Привет ребята, мы вместе с вами ходим в наш любимый детский сад. Сегодня мы приготовили для вас загадку.
Загадка:
Из камней он появился, зернами на свет родился. Желтый, красный, белый и немножко серый. Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить…
Он речной и морской, замечательный такой!
Ответ детей: Я думаю, что это загадка про песок.
Молодцы! Отгадали загадку. А у нас к вам еще вопрос? Мы очень любим играть в нашей песочнице: строить башенки , куличики… Но мы заметили, что иногда наши куличики рассыпаются. Почему так происходит? Расскажите нам все, что вы знаете о песке.
На экране появляется картинка с песком.
Воспитатель: Ну, вот такое у нас сегодня задание от малышей. Ребята, а зачем вообще нужно знать все о песке?
Дети. Знать свойства песка и уметь ими пользоваться.
Воспитатель. Я приглашаю вас в нашу песочную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети. Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель. Раз, два покружись и в исследовате6лей превратись.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Каждый ученый прекрасно знает правила безопасного поведения во время экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети:
Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.
Воспитатель. Посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.
Опыт 1.
Предлагаю Вам прикоснуться левой ладошкой к песку, который лежит на тарелочке слева от вас.
Воспитатель. Какой это песок?
Дети - сухой.
В нашем электронном журнале появился значок – солнышко, значит мы будем говорить о песке сухом.
Воспитатель. Приложите правую ладошку на тарелочку справа от вас. Какой это песок?
Дети: сырой.
Воспитатель: В нашем электронном журнале появился еще один значок – капелька, значит мы будем говорить о песке сыром.
Опыт 2.
Воспитатель. Предлагаю вам взять лупу и посмотреть через нее на сухой и сырой песок. Что вы можете сказать , из чего состоит песок
Дети. Песчинки, маленькие частицы, камешки….
Воспитатель. Сравните песчинки. Что вы заметили?
Дети. Разной формы, блеск, прозрачность….
Какого цвета сухой песок?
Дети. Светлого цвета.
Какого цвета сырой песок?
Дети. Темного цвета.
Сухой песок светлый, поэтому это свойство песка мы отметим в нашем журнале желтым кругом.
Сырой песок темного цвета, поэтому это свойство песка мы отметим в нашем журнале коричневым кругом.
Опыт 3.
Воспитатель. Возьмем стаканчик и воронку, попробуем насыпать сухой песок. Что произошло? Что вы заметили? (Песчинки движутся, и их движение похоже на течение.)
Воспитатель. Почему песок легко сыпется?
Дети. Он сухой и сыпучий.
Воспитатель. Возьмите другой стаканчик, переставьте воронку и положите сырой песок в воронку. Что произойдет?
Какие выводы можно сделать?
Дети Не сыпучий.
Воспитатель. Какие вы молодцы, вы подметили еще одно свойство песка – сухой песок сыпучий (на экране появляется значок), а сырой не сыпучий. (появляется значок, характеризующий свойство сырого песка).
Опыт 4.
Воспитатель. Предлагаю вам, мои юные ученые взять бутылочку с водой. Аккуратно налить через воронку воду и перемешать ее вместе с песком с помощью ложечки.
А теперь переставим воронку в другой стаканчик, и проделаем то же самое с сырым песком.
Подумайте, а каком свойстве песка мы будем сейчас говорить?
Дети. И сухой и сырой песок не растворились в воде .
Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются значки.
Опыт 5.
Воспитатель. Предлагаю вам, мои уважаемые ученые с помощью формочек определить: имеют ли сухой и сырой песок форму? Расскажите о своих наблюдениях. Молодцы. Вы определили еще одно свойство песка – сухой песок не имеет форму, а сырой форму имеет (на экране появляются соответствующие значки).
Опыт 6.
Воспитатель. Предлагаю вам сделать еще одно открытие . Возьмите трубочку и тихонько подуйте в нее на сухой песок, а теперь на сырой. Какие выводы можно сделать? (В сухом песке между песчинками находится воздух, он легко разлетается, _он легкий. В сыром песке между песчинками вода, тяжелый и не разлетается.)
Воспитатель. Чтобы более точно узнать, что сухой песок легкий, а сырой тяжелый, в этом нам помогут…. – ВЕСЫ.
Воспитатель предлагает одному из детей подойти к весам. Насыпь на одну чашу весов две ложки сухого песка, а на другую чашу две ложки сырого песка. Что вы заметили?
Дети. Сырой песок тяжелее сухого). На экране появляются значки – перышко и камень.
Воспитатель. Ну что ж ребята, я вам предлагаю подвести итоги о свойствах сырого и сухого песка.
Дети по значкам на интерактивной доске рассказывают о свойствах сырого и сухого песка.
Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
Физкультминутка: «Чударики».
Воспитатель. Мы с вами полетали и над горой , и над лесом. А теперь, подумайте, над чем летит ваш самолет. На экране картинка пустыни.
Уважаемые ученые я предлагаю вам порассуждать, что такое пустыня.
Дети -Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком.
Воспитатель. Вы верно подметили – пустыня это природная зона, огромная не заселенная территория, где днем бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок в огромные песчаные холмы – дюны. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня
Дети - пусто, пустой, пустынь.
Воспитатель. Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне?
Дети рассказывают, а на экране появляются картинки животных: верблюд, змеи, варан, насекомые и др.
Для этих представителей живой природы песок необходим для жизни.
Воспитатель. Уважаемые исследователи как вы считаете , а нужен ли песок нам – людям. На экране появляются картинки- коллаж, где используется песок - в производстве стекла. В строительстве. Песок добавляют в цемент для производства кирпича. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. В создании песочных скульптур, В медицине используются песочные часы.. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.
Воспитатель. А зачем песок детям?
Дети. Игры в песочнице. В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке. В лепке–лабиринтов, панно.
Воспитатель. Молодцы, мои юные исследователи, вы помогли разобраться нашим друзьям – малышам, что такое песок, какими свойствами он обладает и как его использовать?
Отправим им наш ответ. На экране появляется конверт.
Презентация на тему: Песочная Лаборатория

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Волшебные камешки Конспект опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Способы размножения овощ
Участник №27 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2017 года по 20 января 2018 года
Экологическая викторина для старших дошкольников с презентацией
Опубликовано: 2604 дня назад (5 ноября 2017)
Просмотров: 5519
+6
Голосов: 6
Ирина Николаевна Коклова # 5 ноября 2017 в 15:02 +3
Светлана Николаевна, опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Вами подобраны доступные для понимания детей свойства песка, которые могут быть выявлены детьми под руководством взрослого. Конспект учитывает возрастные особенности детей, материал для исследований перечислен очень подробно, поставленные цели и задачи достигнуты.
Вера Валерьевна Ляпина # 5 ноября 2017 в 15:12 +3
Интереснейшее занятие вы подготовили и провели, Светлана Николаевна! Рассмотрены все качественные характеристики данного природного объекта. Материал имеет новизну для каждого ребенка. Голосую и желаю удачи.
Светлана Николаевна Чугреева # 5 ноября 2017 в 15:36 +1
Спасибо за комментарий, Вера Валерьевна.