Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Способы размножения овощных культур»
Автор: Ирина Вячеславовна Иванова, воспитатель, МКДОУ Детский сад № 9
Актуальность: Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.
Цель: развитие интереса к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, выяснить, как размножаются овощные культуры.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширять представления детей об окружающем мире (экологии) по теме «Овощи», обогащать словарный запас, расширять кругозор, через опытную деятельность.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
3.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4.Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
5.Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Оборудование и материалы: карты для зарисовки результатов эксперимента, цветные карандаши, халаты, доска разделочная, нож, салфетки, блюдца. Овощи: помидор, баклажан, кабачок, картофель, перец, лук, огурец, брокколи, морковь, капуста.
Ход опыта-эксперимента
Вводная часть
Подошла к концу неделя, в течение которой мы с вами много интересного узнали об овощах. Выясняли, какие овощи едят сырыми, а какие нужно готовить перед употреблением в пищу.
Ответы детей
На нашем огороде работали летом, а осенью собрали урожай. Какие овощные культуры мы знаем, и как их собирают? Какие срывают, выкапывают и срубают?
Ответы детей
А сейчас я хотела бы с вами выяснить, когда и как все эти овощи попали на наш с вами огород?
Ответы детей
Правильно. Мы их с вами сами посадили. А откуда мы взяли молодую рассаду, семена? А как они попали в магазин семян?
Ответы детей
Постановка цели эксперимента.
Я предлагаю с вами это сегодня выяснить. Согласны? И так, для начала эксперимента, давайте рассмотрим, какие овощные культуры у нас находятся на столе, их всего 10. Нам придется с вами разделиться на группы, чтобы все смогли побывать в роли экспериментаторов. Может быть, у кого-то из вас уже готов ответ на поставленный вопрос?
Ответы детей
Сейчас я буду по очереди предлагать вам достать из закрытой коробки по овощу и мы начнем экспериментирование.
Основная часть
Для проведения эксперимента дети выходят к столу для экспериментирования, надевают халаты, и высказывают свое предположение. Затем на разделочной доске разрезают овощ, рассматривают его, предлагают рассмотреть всем детям и делают вывод о том, что в овоще есть семена, соответственно, их достают из овоща, высушивают и весной сеют в открытый грунт или в домашних условиях сеют и выращивают рассаду.
Ответы детей, по результатам эксперимента: семена находятся в помидоре, баклажане, кабачке, перце, огурце, брокколи.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
Теперь мы с вами проведем эксперимент с картофелем.
Дети разрезают картофель, семян в нем не находят. Возникает вопрос: из чего же вырастает картофель, как он размножается?
Ответы детей
Предположительно, из личного опыта, дети могут дать правильный ответ, или воспитатель сообщает, что картофель в землю садится одним клубнем, на котором за лето нарастают новые.
Следующим овощем для эксперимента у нас становится лук.
Дети разрезают лук, семян в нем не находят. Возникает вопрос: из чего же вырастает лук, как он размножается?
Ответы детей
Предположительно, из личного опыта дети могут дать правильный ответ, или воспитатель сообщает, что лук в землю сажается семенными луковицами, которые за лето вырастают в большую луковицу.
Теперь мы с вами проведем эксперимент с морковью.
Дети разрезают морковь, семян в ней не находят. Возникает вопрос: как вырастает морковь? Дети предполагают, что морковь сажают в землю так же как и картофель. Делаю опровержение их предположениям.
Рассматриваем картинку с морковью, растущей на грядке. После чего, рассказываю о том, что среди зеленых листьев – ботвы, вырастают невзрачные цветы, из которых и вызревают семена, которые осенью собирают, высушивают и весной сеют в открытый грунт.
Последним овощем у нас осталась капуста.
Помогаю детям разрезать кочан капусты, семян в нем не находят, но находят кочерыжку. Дети предполагают, что именно из этой кочерыжки, которая очень похожа на корень, и вырастает новый кочан. Напоминаю детям, что мы весной сажали капусту небольшими ростками. Возникает вопрос, откуда берутся эти ростки?
Рассматриваем картинку с капустой, растущей на грядке. Рассказываю детям о том, что для того чтобы вырастить капусту, требуется целых два года предварительной работы. Для этого, в конце первого лета, на корне кочана нарастают маленькие кочаны, которые специально выращивают, а затем, как у моркови, на подросших кочанах вырастает ботва с цветочками, из которых после созревания и собирают семена капусты. Из этих семян в домашних условиях выращивают рассаду, которую затем высаживают в отрытый грунт.
Заключительная часть
Подведение итогов экспериментов.
Зарисовка результатов в картах наблюдения.
Надеюсь, вам понравились сегодняшние эксперименты. Что нового, необычного вы сегодня узнали? О чем сможете рассказать другим детям и родителям? Вы очень хорошо потрудились, за что получаете наклейки в блокноты ваших достижений.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Свойства песк
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Волшебные камешки