Оптимизация процесса утреннего сбора данных о посещаемости учащихся в школе
Применение "Бережливых технологий" в школе. Статья, описание опыта работы
Оптимизация процесса утреннего сбора данных о посещаемости учащихся в МОУ «Подовинновская СОШ»
(Слайд 1)
Не секрет, что в организации часто сотрудники не эффективно используют время из-за нерационального его использования при различных производственных процессах. Порой сам процесс может быть построен нерационально, что приводит к излишней загруженности сотрудников.
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.
(Слайд 2)
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
• улучшению образовательного процесса,
• оптимизации работы,
• повышению качества образования,
• обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
• сокращению временных и финансовых потерь,
• повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
• развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
(Слайд 3)
В рамках внедрения бережливых технологий в образовании нами было принято решение оптимизировать процесс утреннего сбора данных о посещаемости учащихся. Мы решили оптимизировать этот процесс, т.к. длительный сбор и передача данных о посещаемости детей приводит к неэффективность управления в следствии неоперативного получения и предоставления информации.
(Слайд 4)
До внедрения проекта ответственный за сбор информации о посещаемости – делопроизводитель школы обходила на первом уроке все кабинеты и уточняла информацию, что занимало достаточно большое количество времени и отвлекало педагогов от образовательного процесса.
(Слайд 5.)
В связи с этим был издан приказ об открытии проекта и о создании рабочей группы по реализации проекта с применением технологий бережливого образования «О реализации проектов с применением технологий бережливого образования», на основании которого, был утвержден состав команды проекта.
Командой проекта были определены цели и плановый эффект проекта, а также сроки выполнения проекта.
Был разработан план мероприятий по реализации проекта (который выможете видеть на слайде), назначены ответственные и определен ожидаемый результат.
(Слайд 6)
Были проанализированы проблемы и предложен способ их решения, которые вы видите на слайде.
(Слайд 7.)
Для определения затрат времени было проведено картирование текущего состояния процесса (Слайд 8) и целевого.
(Слайд 9)
В результате реализации проекта установлены следующие эффекты:
- Разработана электронная онлайн таблица с автоматическим подсчетом данных;
- В ходе реализации проекта временные затраты на сбор данных о посещаемости сократились в 5 раз с 50 минут до 10 минут.
- Сокращение количества опозданий в результате профилактической работы с детьми
- Автоматическая обработка и передача информации о посещаемости
- Улучшение условий труда сотрудников в результате сокращения времени на выполнение работы.
(Слайд 10)
Наш проект мы оформили на стенде в учительской, с ним вы можете ознакомиться там.
(Слайд 11)
Ну и результат как было и как стало вы можете смотреть на слайде.
(Слайд 12)
В настоящее время мы разрабатываем и внедряем проект, который, в какой то мере, является похожим на предыдущий, а именно «Оптимизация процесса сбора и обработки данных об оплате питания учащихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Подовинновская средняя общеобразовательная школа». С картой проекта, которая уже прошла защиту и подписана главой района и начальником управления образования, вы можете ознакомиться на слайде. (Слайд 13)
Наши проекты по внедрению «Бережливых технологий» размещены на сайте нашей школы. (Слайд 14)
Также вы можете перейти на страницу «Бережливые технологии» по QR коду и ознакомиться с ними.
Оптимизация процесса утреннего сбора данных о посещаемости учащихся в школе. Презентация