Почему нейропсихология? (Ответ педагога-психолога)
Данная статья может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
***
В настоящее время усиливаются требования, предъявляемые как к учащимся, так и у их преподавателям, возрастает объем необходимой к усвоению информации, ее полнота и продуктивность. ФГОС четко регламентирует время и содержание образовательной деятельности начиная с дошкольной ступени. ФГОС четко прописывает, сколько времени нужно для того, чтобы научить ребенка основам грамоты, рисования, овладеть основами математики и так далее.
В то же время индивидуальные особенности детей крайне различны и их уровень и успешность в освоении программы бывает кардинально неодинаков в рамках одной возрастной группы. При этом в лучшем случае педагогу приходится прорабатывать по возможности темы, которые ребенок не понял на групповом занятии индивидуально в вечернее время, а возможно, что такой возможности не представится. В отличие от школьной программы, дошкольная ориентирована на то, что ребенок все получает в детском саду на дом для проработки материалов не дается.
Помимо этой распространённой ситуации, существуют определенные недочеты традиционных и инновационных педагогических систем, реализуемых в
современных образовательных учреждениях:
1. Двойственность требований к ребенку. Это положение иллюстрируется например, в одновременном требовании скорости и качества. При разработке занятий мы берем усредненное время, в течение которого большинство группы должно выполнить то или иное задание. При этом нам важно не только качественное выполнение, но и определённая скорость работы, мы закладываем оба эти параметра. В то же время, известно, что определенная скорость выполнения того или иного задания – параметр тренировки и свойства нервной системы. Тренировка требует времени, тип нервной системы дан от рождения и не изменится. По сути мы можем у воспитаннику предъявлять требование только к качеству его работы и то, при ряде условий.
2. Опора на латентные признаки в образах и представлениях. Зачастую мы опираемся в суждениях на не ведущие признаки формируя мышление, при этом классификация, например, осуществляется по слабому признаку.
3. Отсутствие учета социокультурной ситуации развития и предметно-образного кода психики обучаемого. Каждый ребенок существует в определенном социокультурном пространстве, которое отражается в его суждениях и представлениях. Необходимо учитывать различия в культуре, социальном окружении ребенка.
Вышесказанное служит основанием для создания серьезной профессиональной базы применения нейропсихологического подхода к обучению.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация ребенка к детскому саду
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ