Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль игры в адаптации детей 4-го года жизни в детском саду

Роль игры в адаптации детей четвертого года жизни к дошкольному учреждению
Автор: Юрченко Екатерина Сергеевна, воспитатель 1 категории ГБОУ "Школа № 1387", Москва

Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, и от того, насколько легко адаптировался ребенок к новым условиям, зависит эффективность воспитания всех сторон его личности. В научной литературе теоретические основы адаптации детей к детскому саду раскрыты в трудах К.Л. Печоры, Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, С.В. Королевой, Т.Н. Филютиной, Ж.М. Юзвак и др. Адаптация определяется как проблема комплексного взаимодействия родителей, педагогов, психологов и медиков. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия. Выявлены критерии оценки процесса адаптации: включенность в ведущую деятельность, уровень резистентности, эмоциональное состояние ребенка, поведенческий и ценностный.
Педагогические исследования проблем адаптации в основном ориентированы на детей раннего возраста (до 3-х лет). Но в настоящее время дети приходят в дошкольное учреждение преимущественно на этапе младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни).
В период 3-3,5 лет происходят значительные изменения в личностном становлении ребенка: наблюдается значительный скачек роста показателей физического развития, происходят существенные преобразования в деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, других функциональных систем. Эти изменения необходимо учитывать.
В настоящее время особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста не нашли всестороннего рассмотрения в научной литературе. Требует изучения проблема критериев и показателей адаптированности ребенка на данном возрастном этапе, поиска эффективных форм и средств педагогического руководства данным процессом.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Она пронизывает большинство видов деятельности детей. Использование в адаптационный период игровых моделей поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное напряжение.
Основная задача игр в начале адаптационного периода – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю. В первые дни новичок приходит во время свободной игровой деятельности. Здесь мы используем приемы предметной игровой деятельности. Знакомим с игровыми уголками группы. Ласково обращаясь к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, воспитатель в свою очередь побуждает его к общению: «Посмотри, какая интересная пирамидка! Давай попробуем собрать её вместе». В настоящее время большинство детских садов укомплектовано хорошими современными игрушками, способными увлечь любого ребенка. Расширение содержания общения в адаптационный период тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности. В процессе сотрудничества с воспитателем ребенок овладевает действиями с предметами, а в дальнейшем формируется самостоятельная предметная деятельность. При овладении ребенком предметно-игровой деятельностью ребенок начинает постепенно включатся в сюжетно-ролевые игры. Задача воспитателя в этот трудный период для ребенка - стать другом, товарищем по игре, с которым интересно. Постепенно вовлекаем детей в совместную игру с новичками.
По мере формирования устойчивых навыков совместной игры обращаем внимание детей на правила взаимоотношений (Игрушки нельзя отбирать! Надо просит игрушки. Вот так: «Дай пожалуйста!»). В результате такой работы новый ребенок быстрее овладевает нужной формой обращения и от коротких игр с партнером переходит с длительному игровому общению. Тут открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками игры с набором сюжетных игрушек: куклы – девочки, мальчики, воспитатель, папа, мама и др. В виде инсценировок, воспитатель может показать, как нужно обращаться друг к другу, воспитателю, родителям. Можно показать, как пригласить сверстника в игру. Полученные сведения дети воспроизводят в самостоятельной игровой деятельности.
При вовлечении ребенка в сюжетно-ролевую игру необходимо помогать ему определить свою роль (например: «Катюша, ты будешь парикмахером. Вот тебе фартук и шапочка. Надень их. А это уголок парикмахера, тут есть всё необходимое. Сделай куклам прически»). Постепенно игру усложняем, вводя других детей. Новые дети должны понять назначение каждого уголка в группе, освоить способы действия с атрибутами, научиться обыгрывать их сначала с воспитателем, а потом в совместных действиях со сверстниками. Руководство воспитателя в общении и в играх недавно поступивших детей должно быть постоянным для того, чтобы не допустить конфликтов и негативного отношения у новичка к детскому саду.
Игры выбираем с учетов индивидуальных игровых возможностей детей, типа темперамента. Флегматикам и меланхоликам требуется большее внимание и терпение. Они плохо адаптируются к темпу жизни детского сада. Игры предпочитают спокойные: игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, закрашивание картинок, игры-потешки. Их начинаем знакомить с таких же спокойными детьми. Сангвиники и холерики легче привыкают к новым условиям. Любят подвижные игры, танцы, хороводы, игры с водой и песком.
По мере привыкания ребенка к воспитателю и помещениям группы, можно переходить к играм с именами, для того, чтобы ребенка быстрее узнали в группе, и он узнал имена детей своей группы.
Так же с первых недель необходимо использовать игры для снятия эмоционального напряжения, формирования положительных эмоций от посещения группы. Постоянно создавая благоприятную психологическую обстановку в группе в процессе игры, ребенок раскрепощается, учится согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры.
Далее включаем новичка в подвижные игры, где дети выполняют определенные действия. Это помогает ребенку в полной мере почувствовать себя членом группы.
Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался, нужно не только познакомить его с помещением группы и детьми. В первую очередь необходимо понять его потребности, влезть в «его шкурку». Выбирать игры с учетом его предпочтений и индивидуальных особенностей. Он должен почувствовать себя желанным товарищем по игре, собеседником. Активный интерес к любимым играм позволит ребенку легче научиться координировать свои действия, взаимодействовать с другими детьми, соблюдать нормы и правила поведения в игре. А потом он начнет проявлять инициативность и самостоятельность, т.е. станет субъектом процесса адаптации.
Всё это для воспитателя – каждодневный тяжелый труд, но когда видишь, через некоторое время, как этот недавний новичок не хочет уходить домой по приходу мамы или бабушки, понимаешь эффективность своей работы. Всё это возможно только, если воспитатель сможет проникнуть в духовный мир ребенка, поэтому игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребенка к детскому саду.

Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста — М.: Медицина, 1977. — 302 с.
2. Лисина Е.А. Социально-педагогические основы адаптации оздоровления детей дошкольного возраста : Дис. … канд. пед. наук (13.00.04. — теория и методика физического воспитания) — СПб. 2004. — 214 c.

Рекомендуем посмотреть:

Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей Возрастные кризисы детства Консультация для родителей: Кризис трех лет. Что делать? Сказки для детей 2-4 лет

Похожие статьи:

Агрессивное поведение ребенка в детском саду. Что делать?

Игровое занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада. Конспект с презентацией
Опубликовано: 1400 дней назад (19 ноября 2017)
Просмотров: 770
+1
Голосов: 1
Белова Маргарита Алексеевна # 19 ноября 2017 в 12:54 0
Добрый день, Екатерина Сергеевна. С удовольствием прочитала Вашу статью. Как раз в этом учебном году я работаю с детьми четвертого года жизни.статья актуальна для меня. Последовательность введения игровой деятельности возьму на вооружение в своей работе.
Кисунина Ольга Николаевна # 19 ноября 2017 в 15:09 0
Прочитав Вашу статью ,поняла ,как важен период адаптации в детском саду. Особенно понравилась Ваша работа над сюжетно- ролевыми играми.Очень хочу ,чтобы у моих внуков была такая талантливая и мудрая воспитательница.
Панфилова Галина Николаевна # 19 ноября 2017 в 16:06 0
Екатерина Сергеевна, случайно попалась ваша статья, которая меня заинтересовала. Оказывается, вопрос адаптации ребенка к детскому саду - это целая наука и владеть ею смогут, наверное, только любящие свое дело воспитатели.К сожалению, не все такие. Но чтобы дети по утрам не плакали, когда их ведут в детский сад, нужна кропотливая работа, неравнодушие воспитателей. Очень хотелось, чтобы ваша статья ими была прочитана и оказала действенную помощь в вопросе сокращения адаптационного периода детей через индивидуальный подход, правильный подбор игр, друзей.
Мария Семенова # 19 ноября 2017 в 16:18 0
Статья весьма познавательная.Содержит много информативного материала по адаптации ребенка к детскому саду. Свой голос отдаю Вам!
Екатерина Сергеевна Юрченко # 19 ноября 2017 в 16:27 0
Спасибо всем за тёплые отзывы о моей работе.
Ирина Николаевна Кириллова # 19 ноября 2017 в 17:35 0
Здравствуйте Екатерина Сергеевна! С удовольствием познакомилась с вашей статьёй. Познавательно, актуально. Ваша работа- практическое руководство к действию для воспитателей, особенно для молодых. Я думаю, что многие воспользуются Вашими советами. Примите голос! Удачи!
Екатерина Сергеевна Юрченко # 19 ноября 2017 в 17:49 0
спасибо, Ирина Николаевна.
Татьяна Панкова # 19 ноября 2017 в 18:12 0
Дорогая Екатерина Сергеевна! Выражаю Вам благодарность за Вашу статью, так как для меня очень важна любая информация, касающаяся адаптации ребенка к детскому саду. Я - молодой воспитатель, у меня пока совсем мало опыта, но есть большое желание работать с ребятами именно этого возраста, так как, по моему мнению, они очень открытые всему хорошему и доброму.