Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов. Комплексно-тематическая модель проектирования образовательного процесса в ДОУ

Комплексно-тематическая модель проектирования образовательного процесса
Проектирование образовательного процесса осуществляется, как правило, в соответствии с выбранной моделью организации образовательной деятельности учреждения. Среди существующих, в наибольшей степени отвечает положениям ФГОС (принципам, задачам, условиям создания социальной ситуации развития) комплексно-тематическая модель.

Комплекс- связь, сочетание. Тематический- посвященный какой-нибудь одной теме. Таким образом, комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы.

Преимущества комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
1.Позволяет организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах деятельности.

2.Обеспечивает удобство включения в часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса, региональных и культурных компонентов, позволяет полнее отразить специфику учреждения.

3.Посредством введения похожих тем в различные возрастные группы («Зимние забавы», «Народное творчество») обеспечивается единство образовательных целей и преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.

4.Позволяет добиться главного эффекта образования, говоря словами Давыдова, эффекта «неожиданности», который состоит в «разрыве шаблонов» повседневного опыта. В качестве средства, помогающего уйти от шаблонов повседневности и обыденности жизни детского сада, выступает событийный механизм, когда в личности «откладываются» переживания по поводу событий. Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует стереотипы мышления и поведения.

К вариантам таких событий относятся:
1. Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей: приход нового времени года, природное явление (листопад); общественные события (Олимпиада), праздники (народные, общественные, православные).

2. Воображаемые события, взятые из художественных произведений (литературных, музыкальных, кинематографических), с которыми знакомы дети. Но, следует учитывать, что ключевым моментом выбора темы из событий художественного произведения является искренний интерес воспитанников к произведению. Это должно быть любимое произведение, имеющее наибольший эмоциональный отклик у дошколят.

3. События, специально смоделированные взрослым. Например, появление в группе некого необычного предмета (песочных часов, какого-либо механизма) или демонстрация вещей, являющихся образцами творческой деятельности (я тоже хочу такой, а как его сделать?). В качестве отправной точки увлекательной совместной деятельности может быть опыт или фокус, а также спектакль (сценка) с открытым концом, незавершенное кем-то значимым для детей дело.

4. Субкультурные события, происходящие с детьми группы и «заражающие» детей. Например, просмотр мультфильма, коллекционирование, дни рождения, появление в группе нового воспитанника, поездки детей, экскурсии, новые игрушки.

Формулировка тем.
При формулировке тем педагог должен задуматься, насколько близко и понятно детям выбранное звучание темы. Зачастую то, что для взрослых является понятным, для дошкольника отвлеченное, еще не подтвержденное его жизненным и познавательным опытом, понятие. Например, распространенная тема «Зима пришла» связана с каждодневным открытием чего-то нового в природе зимой. Представляется целесообразным в формулировании темы обратиться к вопросам детей, которые и подталкивают ребенка к деятельности по поиску на них ответов, например: «Лед на луже», «Почему снег белый»? То же самое обстоит и с явлениями общественной жизни.
Обозначенная для детей тема праздника 1 сентября «День знаний» для дошкольников пока не ясна, слишком метафорична, а потому не связана с возможностью развить деятельность, адекватную обозначенной теме. Было бы уместнее сформулировать тему как «День радостных открытий», «Хочу все знать», «Мы снова вместе».

Варианты реализации комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса.
В практике дошкольного образования можно выделить следующие варианты:
- комплексные занятия;
- тематические дни;
- тематические периоды;
- тематические проекты.

Тематический день.
Практика тематических дней обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами разных образовательных областей и разнообразных форм работы. Дети проживают день в атмосфере определенного события, праздника, проникают в суть явления. В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен и связан с игрой, предметами быта, животными, персонажами сказок. В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с региональными, всероссийскими, православными, народными праздниками; местными праздниками, с приобщением к знаменательным датам (Международный день пожилых людей; Всемирный день детей; Всемирный день информации; День города).

Тематический период.
Педагогические коллективы вправе сами выбирать темы, содержание работы, временной период ее реализации. Но существуют общие рекомендации. В младшем дошкольном возрасте тематические периоды кратковременны: два-три дня. В старшем возрасте продолжительность тематических периодов растет и может достигать нескольких недель. Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности в зависимости от возраста детей и масштаба темы. Вместе с этим, стоит отметить, что слишком длительное обращение даже к самой интересной для детей теме в дошкольном возрасте неэффективно.

В завершении каждого тематического периода целесообразно предусмотреть итоговые мероприятия: комплексные занятия, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные представления, в рамках которых осуществляется систематизация полученных детьми знаний, опыта, впечатлений, организуется применение освоенных умении и навыков.

Литература
1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: Методическое пособие.- М: ИД «Цветной мир», 2014- С. 52-83
2. Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- С. 201-204
3. Детский сад: теория и практика.- 2013. №1- С.52-64
4. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249.
5. Кудрявцев В. О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта //Дошкольное воспитание.- 2014. №2- С.19-25
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2003 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015.- С. 49-92

Рекомендуем посмотреть:

Методическая работа в детском саду Информационный буклет ДОУ Проект в ДОУ: Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных зан Анализ работы ДОУ за 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС
Справка старшего воспитателя. Система планирования в детском саду по ФГОС | Консультация для педагогов детского сада. Организация образовательного процесса в разновозрастной группе
Опубликовано: 1823 дня назад (2 апреля 2019)
Просмотров: 1563
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!