Конспект комплексного НОД в старшей группе «Конь – лучший друг казака»
Цели: Приобщать детей к казачьему фольклору. Развивать творческие способности в рисовании. Содержательные компоненты образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие» (развитие интереса к песенному творчеству казаков; реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей), «Речевое развитие» (развитие связной, грамматически правильной речи; поддерживание интереса к чтению, умение анализировать поступки героев;), «Социально – коммуникативное развитие» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности), «Физическое развитие» (развитие двигательной активности) Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, изобразительная, чтение художественной литературы. Предварительная работа: слушание и разучивание казачьих песен. Рассматривание фотографий казаков с лошадьми. Разучивание пословиц и поговорок о казаках и коне. Материал и оборудование: видеозапись песни «При лужке», презентация к занятию; на каждого ребенка: лист бумаги, карандаши, шаблон коня.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит назвать знакомые казачьи песни.
-Ребята, мы с вами много слушали казачьих песен, некоторые из них даже сами пели. Сегодня я хочу вам предложить послушать еще одну песню. Мне она очень нравится, думаю и вам тоже понравится. (Дети слушают песню «При лужке», слайды №1,2,3)
- Понравилась вам песня? А вы ее внимательно слушали? Тогда скажите мне, про кого в ней поется.
- Правильно, в песне поется про казака, который поймал коня и поскакал на нем к своей любимой. 2. Основная часть. 1. Чтение рассказа «Есаул и его конь».
- У казаков особое отношение к коню, потому что он его верный спутник, друг и помощник, часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня - что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит. (Слайд № 4)
Конь и казак – неразлучные друзья.
- Ребята, а вы знаете как у казаков называют офицеров?
- Офицера у казаков - называют есаул. Послушайте, я сейчас прочитаю вам очень интересную историю про есаула и его коня:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак - есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок. (Слайд № 5)
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ - его конь. (Слайд № 6) Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон - раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. (Слайд № 7) Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на телегу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. (Слайд № 8) Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь-уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул уже запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. (Слайд № 9) Вот вернулись казаки на заставу, глядят, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. (Слайд № 10) А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. (Слайд № 11) После этого конь встал и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат-кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: "Да это же конь нашего есаула ". Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти. А история эта разнеслась по всему свету. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища - коня. (Слайд № 12)
2.Беседа по содержанию рассказа по вопросам.
- О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что в бою случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг? 3.Двигательная разминка.(Слайд № 13)
-Ребята, сейчас я предлагаю вам прокатиться на лошади. Хотите? Тогда давайте выйдем на коврик и встанем в кружок.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
- Понравилось кататься на лошадке?
3. Рисование коней для казаков с помощью трафарета.
- Ребята, посмотрите какие красивые кони гуляют по лугу. Вам нравятся? (Слайд № 14)
- Тогда, давайте с вами нарисуем коней для казаков, и пусть они будут им верными друзьями.
- Посмотрите, у вас на столах стоят карандаши и лежат листочки. Еще для каждого на столе лежит шаблон коня. Вам надо будет по шаблону обвести коня и раскрасить его.
- Берите свой шаблон, кладите его на листок и крепко прижимайте, теперь обводите. Не забывайте следить за тем, что бы шаблон не сдвигался.
- Обвели? Молодцы! Теперь вам надо раскрасить лошадок, дорисовать им глазки, гриву, хвостик. Выберите цвет которым будите раскрашивать и приступайте к работе. Помните, за контур изображения вылезать нельзя.
- Вот и готовы наши лошадки. Только мне кажется что они какие то грустные. Как вы думаете, почему?
- Да, наверно им не хватает луга по которому они любят гулять и голубого неба. Давайте дорисуем их, я думаю наши лошадки будут очень рады. (Дети по своему усмотрению раскрашивают фон рисунка)
- Очень красиво получилось, и лошадки сразу повеселели.
4. Рефлексия.
Воспитатель организует выставку рисунков и предлагает определить какая лошадь самая красивая, самая аккуратная. Проводит обобщающую беседу о том, что запомнилось и понравилось на занятии.
- Вам понравился рассказ про казака и его коня? Что больше всего вам понравилось? - Ребята, посмотрите сколько у нас лошадей, целый табун. Какая лошадь вам больше всего нравится? А какая, по вашему мнению, раскрашена аккуратнее, чем остальные?
- Ребята, вы все у меня большие молодцы! Ваши лошадки самые красивые. Я думаю любой казак захотел бы иметь у себя таких замечательных лошадей.
Интересное занятие, здесь и музыка, и презентация, и увлекательный рассказ о судьбе казака и его верного друга. Мне самой было очень интересно, думаю что детям тоже понравилось. Рисунки у них получились замечательные.
Здравствуйте, Анна Михайловна. Спасибо за приглашение. Очень понравилось занятие. Интересна как первая часть, так и прекрасные работы детей. Дальнейших творческих успехов! голос
Здравствуйте, Анна Михайловна!
Благодарю вас за приглашение. Замечательный конспект, материал оформлен безукоризненно, хорошенькие лошадки. С удовольствием голосую и желаю успеха.