Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей детского сада. Воспитание детей дошкольников на основе патриотических ценностей

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Епифани"
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является культура казачества. Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. Уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачества заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
В нашем детском саду, в каждой группе, начиная с младшего возраста, созданы предметно — развивающие зоны: макеты «Казачий курень», «Подворье казака», «Казачья горница». Это помогает детям с младшего возраста лучше узнать историю родного поселка.

Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Одним из этапов патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать:
- экскурсии по детскому саду, на которых я знакомлю детей с группой, показываю уголки группы, игрушки, рассказываю истории про игрушки группы, обязательно делаю акцент, что их нужно беречь.
- экскурсии на пищеблок, где знакомлю детей с поваром. Малыши видят, где для них готовят еду, как всё там устроено.
- знакомлю с медицинским кабинетом, музыкальным и спортивным залом.
- ежедневно обходим детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках.
В процессе ознакомления малышей с историей родного края – я организую и провожу фольклорные праздники и развлечения, на которых знакомлю детей с традициями народа: «Сорока-белобока», «Еду, еду к бабе, к деду», «Сороки», «Казачьи посиделки», «Масленицу встречаем» и др.

В нашем детском саду часто проходят фольклорные праздники и развлечения, которые на некоторое время позволяют погрузиться в атмосферу традиций, обрядов и обычаев, ведь казачество во все времена эффективно выполняло свою историческую миссию – сохранения мира на нашей земле, защиты и поддержки традиционной русской культуры, патриотического воспитания подрастающего поколения. Это такие праздники, как: фестиваль «Лейся казачья песня», фестиваль солдатской песни, ярмарка «На Дону стоим, Дон славим!», так же мы отмечаем православные праздники: Рождество Христово, Святки, Вербное воскресение, Пасха, Духов день, Медовый спас. Частыми гостями на наших праздниках бывают - настоятель Свято-Никольского собора п. Епифань отец Александр и атаман Епифанского хуторского казачьего общества С.С. Кузнецов.

Так же наши дети совместно с казаками принимают участие в различных значимых для поселка мероприятиях, таких как: открытие купели в с. Себино; акция «Аллея памяти», где совместно с казаками высадили саженцы деревьев в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны; митинг посвященный дню освобождения Епифани от немецко – фашистских захватчиков; митинг на 9 Мая; открытие центра культурного развития «Верховья Дона».
Ещё одно средство патриотического воспитания в детском саду – это народные игры: «Ладушки-хлопушки», «Зайка серенький», «Заря - заряница», «Золотые ворота» и др. Знакомство детей с устным народным творчеством, рассматривание картин и иллюстраций, организация трудовой деятельность, изготовление подарков своими руками на различные праздники. Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
Следующим этапом патриотического воспитания, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Полив цветов на клумбе, уборка листья осенью детскими граблями, сгребание песка , вешание кормушек и подкормка птиц зимой и т.д. Прогулки по территории детского сада, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.
Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда я даю какой-нибудь комментарий, обязательно задумываюсь над собственными словами. Кроме того, личным примером показываю образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в ребёнке – это наш скопированный шаблон.
В нашей группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – Епифань», где находятся альбомы «Моя семья», «Наши экскурсии», «Наш детский сад»; иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Тульской области; народные игрушки (свистульки); книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. Участвовали в спортивных праздниках: «Здоровье – это здорово», «Мама, папа, я – спортивная семья!» (районные соревнования), «Веселые старты». Так же принимали участие в традиционных гуляниях на празднике «Масленица», в выставках «Герб семьи», «Осенний калейдоскоп», фотовыставке « Вместе с мамой», в украшении новогодней елки «Игрушки из прошлого» и др. Родители наших воспитанников помогают в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада, изготавливают кормушки для птиц, скворечники.
Основная цель таких мероприятий – сближение, укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе быта и традиций казачества

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Конспект комплексного НОД в старшей группе ДОУ | Оформление окон к Новому году в детском саду своими руками с фото
Опубликовано: 2195 дней назад (26 марта 2018)
Просмотров: 1124
Рубрика: Консультации
+4
Голосов: 4
Людмила Петровна Масейкина # 26 марта 2018 в 23:00 +1
Отличная консультация по патриотическому воспитанию дошкольников. Материал изложен подробно, логично и интересно Педагог в своей работе коснулся всех аспектов патриотического воспитания детей.Представлено много интересных игр и мероприятий, которые могут взять себе на заметку воспитатели для работы со своими детьми.
Анна Михайловна Евтеева # 27 марта 2018 в 20:59 +1
Спасибо, очень приятно.
Мария Николаевна Нефедова # 28 марта 2018 в 10:29 +1
Уважаемая Анна Михайловна! Большое спасибо за приглашение. Консультация просто чудесная, необычный подход к патриотическому воспитанию дошкольников. Казачество в последние годы становиться одним из актуальнейших направлений воспитания, данная консультация будет полезна в работе каждого воспитателя.Вы просто молодец, видно, что работа в данном направлении ведется систематически и имеет свои результаты. Удачи.
Ирина Николаевна Ступченко # 28 марта 2018 в 10:50 0
Очень понравилась публикация. Столько увлекательного материала. Примите голос!
Анна Михайловна Евтеева # 28 марта 2018 в 16:38 +1
Большое спасибо. Очень рада, что публикация вам понравилась, надеюсь она будет многим полезна.
Волкова Ольга Валентиновна # 19 апреля 2018 в 08:59 0
Анна Михайловна,вы проделали большую, интересную и познавательную работу. Вы молодец!