Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Многофункциональное дидактическое пособие для детского сада "Фетровая сказка"

Многофункциональное дидактическое пособие для ДОУ "Фетровая сказка"
Цель данного пособия: Формирование самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей на основе практических действий с тактильной книгой, развитие их творческого потенциала в игровой деятельности.
Задачи:
• развивать любознательность и познавательную мотивацию
• развивать воображения и творческую активность
• формировать первичные представления: о себе, других людях, малой родине, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• обогащать и активизировать словарный запас
• развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
• совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
Ценность этого полифункционального пособия заключается в том, что оно может использоваться и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей, дает родителям идеи для творческого участия в жизни ребенка в семье.
«Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

Хочется отметить, что создание подобных пособий очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т.д. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг дошкольников.
Материал, выбранный для пособий – фетр, позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал приятный на ощупь, разнообразный по цвету и толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек.

Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои образовательные задачи, их можно включать в любую образовательную деятельность и постоянно пополнять.
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с тактильной книгой «Репка»
1 этап работы: артикуляционная гимнастика.
Проснулся как-то утром дед (даем ребенку в руки фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели»). Затем дед выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»).Вышел дед в огород – прикрепляем фигурку деда к тактильной книге, где стоят ровный и красивый забор(упражнение «Забор», обращаем внимание ребенка на заборчик, сделанный в тактильной книге) и решил посадить репку (даем ребенку в руки фигуру репки), начал дед ямку копать(упражнение «Лопата»). Начала репка расти(упражнение «Парус») – прикрепляем репку к тактильной книге.
2 этап работы: взрослый рассказывает сказку «Репка».
Взрослый рассказывает сказку ребенку вслух, давая познакомиться с каждым персонажем. Ребенок в этот момент трогает персонажей книги, прикрепляет их и отлепляет – производит с ними различные действия. Это снимает напряжение ребенка, связанное со сложностью задачи пересказа сказки самостоятельно; вхождение в воображаемую ситуацию пробуждает желание рассказать в дальнейшем об увиденном.
3 этап работы: отработка произношения отдельных слов.
Взрослый подробнее останавливается на произношении тех слов, которые в процессе взаимодействия с ребенком, показались ребенку трудными, или являются новыми для ребенка, или тактильные образы этих слов вызвали у ребенка особый интерес.
4 этап работы: совместный рассказ сказки взрослого и ребенка.
Взрослый повторно рассказывает сказку, делая пропуски в текста, предлагая ребенку самостоятельно вставить слова. Например, посадил дед….., выросла ….. большая, пребольшая. Позвал дед….. и т.д.
5 этап работы: воспроизведение сказки ребенком.
Ребенок самостоятельно рассказывает сказку «Репка».
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с тактильной книгой «Космос»

Дидактические игры на тему «Космос» помогают детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы. В процессе игр о космосе у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. Они расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»
Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения .
«Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон»

ИГРА «КОСМОС»
Дети конструируют предмет по образцу.
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с тактильной книгой «Теремок»
«Вспомни сказку»
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

«Кто, где живёт?»
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

«Посели жильцов»
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.

«Подбери картинки с заданным звуком»
Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.
«Слоговые песенки»
-Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!"
Работа по развитию речи ребенка на основе взаимодействия с тактильной книгой «Колобок»
1. Предложить детям рассмотреть фигурки , найти и показать домик, окно, дорожку и т. д.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя.
По ходу действия сказки дети последовательно расставляют персонажей на лотке и называет каждого героя.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите детям рассказать, кого встретил Колобок. (Зайца, волка, медведя, лису.)
Попросите договаривать фразу, глядя на изображения колобка и лисы. Ок, ок, ок, у меня. (колобок). Ка, ка, ка, нет уже. (колобка). Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок).
4. Развитие зрительного внимания. Поставьте на лоток фигурки персонажей. Предложите детям внимательно посмотреть на них. Попросите детей отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Предложите им повернуться и спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Развитие сенсорных представлений. Предложите детям посмотреть на фигурки персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто — самый маленький. Попросите расставить зверей по росту (от самого большого до самого маленького).
7. Развитие мышления и грамматики (употребление предлога «у»). Предложите детям внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки.
У кого длинные уши? (У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног? (У колобка.)
У кого серая шуба, острые зубы? (У волка.)

Результатом использования пособия «Фетровая сказка», по моим наблюдениям, стало:
- Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
- Создание положительного, эмоционального фона у воспитанников;
- Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- Способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений.
- Развитию фантазии, творчества у ребенка;
- Воспитанию у ребенка уверенности в своих силах.

Рекомендуем посмотреть:

Игровое пособие для детского сада "Репка" своими руками Игровое пособие для детского сада. Изучение цвета Многофункциональное игровое пособие для дошкольников 5-7 лет в детском саду
Конспект занятия - путешествия в детском саду на тему: Сказки. Младшая группа | Дошкольное образование - базис формирования функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 760 дней назад (28 февраля 2022)
Просмотров: 1678
0
Голосов: 0
Оксана # 16 марта 2022 в 13:52 0
Пожалуйста, прикрепите фото. Очень хочется наглядно увидеть ваше пособие
Надежда # 18 марта 2022 в 17:16 0
Дидактические игры хорошие. Тоже хочу такое пособие, заинтересовали.