Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дошкольное образование - базис формирования функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Опыт работы воспитателя детского сада. Дошкольное образование-базис формирования функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Алексей Алексеевич Леонтьев


Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – ДА.
Но, как же прийти к этому? (обратите внимание на слайд)

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности наших воспитанников, какие технологии применять?
Конечно же, активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Главная особенность образовательной деятельности в нашем детском саду - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в технологии адвент-календарь.

Адвент-календарь (или календарь ожидания праздника) был изобретён в Германии в 1903 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось до сочельника.

Адвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой их деятельности, развитию самостоятельности и повышению самооценки. Дети сами решают какой элемент сегодня выбрать, а значит чувствуют важность своего решения. адвент –календарь помогает моим детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а так же дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат. В своей практике я начала использовать такой метод совсем недавно, но могу с уверенностью сказать, что это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности и изучение тем у нас проходит интересно, познавательно и насыщенно.

Адвент -календарь может быть использован в любой возрастной группе. А для педагога это своеобразный план его деятельности. С помощью адвент –календаря я могу заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же определить путь достижения поставленной цели.

Создание и наполнение адвент-календаря - это творческий процесс.
Адвент-календарь может состоять из разных деталей – всё это зависит от фантазии, возраста и увлечений ребенка. Макетом адвент- календаря может быть простое полотно и тематические визуальные карточки. На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное - тематическое планирование. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней оставшихся до мероприятия. Прежде чем выбрать карточку с символом я выслушиваю предложения детей, предложений поступают всегда много.

С наступившим числом с другой стороны этой карточки, находят задания либо сюрприз-задания. Задания могут быть как составляющая часть расписания организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимные моменты совместной деятельности педагога с детьми или самостоятельно. Конечно, каждый ребенок хочет первый перевернуть карточку.

Данная технология адвент-календарь совершенствует коммуникативные и речевые навыки моих воспитанников, у детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают с легкостью причинно-следственные связи. Возрастет их детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества.

Новый инновационный подход в формировании финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста вносит игровой набор «Дары Фребеля». В нашей ДОО «Дары Фребеля» используются значительно недавно.

«Дары Фребеля» — это разработанная автором Фридрихом Фребелем дидактическая система, тренирующая различные умения и навыки ребенка. Каждый Дар подразумевает, определенные правила использования и привносит свой вклад в их развитие.

Данный дидактический комплект соответствует ФГОС ДО и основной образовательной программе ДОО. Дары Фребеля являются составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка.

(значение на слайде) Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Фридрих Фрёбель создал 6 основных даров и 3 дополнительных. Некоторые его идеи были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фрёбеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фрёбеля. Все комплекты-дары упакованы в отдельных коробочках и имеют маркировку, изготовлены из качественного натурального материала (дерева и хлопка).

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» на слайде.
Главным принципом «Даров Фребеля» является последовательность от простого к сложному. Технология подразумевает плавный переход на следующую ступень развития без резких скачков.

«Дары Фребеля» уникальны в психологическом плане, благодаря многообразию игр разной сложности, упражнения подойдут для детей всех темпов развития.

Помогают развивать фантазию и интеллектуальные способности, не причиняя вреда психике, улучшают память и восприимчивость к новой информации.

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей.

С «Дарами Фребеля» более подробно мы вас познакомим на мастер-классе «Мир в коробке».

Данные технологии развивают творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, дети умеют работать в команде, уважают чужую позицию, проявляют любознательность.

Заметно улучшилась результативность их познавательной деятельности. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.

Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Рекомендуем посмотреть:

Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму

Похожие статьи:

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Многофункциональное дидактическое пособие для детского сада "Фетровая сказка" | Проект в старшей группе «Вторая жизнь пластиковых крышек»
Опубликовано: 968 дней назад (12 марта 2022)
Просмотров: 4677
Рубрика: консультация
0
Голосов: 0
Евгения # 17 марта 2022 в 15:06 0
Ваш сайт заслуживает добрых слов. Много нужной и полезной информации. Спасибо, что делитесь своим опытом. Желаю Вам творческого роста и дальнейших успехов