Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: Чередование звуков в корне слова

Разработка урока русского языка в 3 классе + Презентация
Тема урока: Чередование звуков в корнях слов.
Цель урока:
• формирование представлений о чередовании звуков в корне слова, умений подбирать однокоренные слова, учитывая их смысловое родство, конструировать текст по рисунку и опорным словам.
• развивать умения контролировать собственную учебную деятельность, связную речь, навыки грамотного каллиграфического письма.
• воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы, усидчивость и аккуратность, интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок усвоения знаний, умений, навыков.
Оборудование: Ёлочка, игрушки, таблица, раздаточный материал, проектор. компьютер
Ход урока
I Организационный момент
Громко прозвучал звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Ребята, сегодня урок особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
II Проверка домашнего задания
а) Выполнение упр. 270. Какие слова у вас получились?
Самопроверка. (слайд №2) оценка, расписание
Оценка в лист самооценивания
III Минутка каллиграфии
- Хозяйками каллиграфии у нас будут буквы, которые сегодня часто будут встречаться на уроке.
гз жз дж тч кч хш зж сш
IV Актуализация знаний учащихся.
а) метод «Карусель» (слайд 3 карусель)
-Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.
- Что такое корень?
-Что такое окончание?
- Что мы называем приставкой?
- Что называют суффиксом?
-Что такое основа слова?
- Какие слова мы называем родственными? ( примеры)
Б) Игра «Угадай пару» ( слайд 4)
Сейчас мы немного поиграем. Я буду показывать вам пары слов. Если вы считаете, что эти слова родственные, покажете зелёный квадратик. Если эти слова неродственные, показываете красный квадратик.
Рисунок – рисовать, вода – водный, рис – рисовал, гора – горка, водяной – водитель, горочка – горка, рассказ – сказка
V Словарная работа. Постановка учебной задачи
К вам в гости сегодня пришёл Буквоед. Этот проказник проглотил в каждом слове буквы (слайд №5),
Ребята, а вы знаете, каких букв здесь не хватает?
Запись слов с комментированием. Слова записаны на доске, один ученик у доски - цепочкой
В…р…бей, в…рона, с…рока, с…л…вей, с..ница, п…тух.
Молодцы! Справились с заданием. Как одним словом можно назвать все эти словарные слова (Птицы). Какая птица лишняя? (Петух) Почему? А из оставшихся, какая птица лишняя? (соловей) Почему?
Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края необходимо помочь. Как вы это сможете сделать? (слайд 6)
а) Знакомство с новым словарным словом.
Записать слово, БЕРЕГ (слайд №7, рисунок и слово) сделать устный звуко-буквенный анализ слова;
один ученик у доски
б) Создание проблемной ситуации.
Подберите однокоренные слова, запишите их, выделите корень. Что интересного заметили? - Почему возникло затруднение, (разногласие)? Берег- бережок – береговой (слайд 8)
- Может быть эти слова неродственные?
- В чём наша проблема?
- Если есть проблема, её надо решать.
- Что мы должны узнать?
(Почему изменилась буква в корне?)
Давайте попробуем сформулировать, что мы будем изучать сегодня на уроке.
в) Сообщение учителем цели урока
Цель нашего урока: узнать, почему изменилась буква в корне
г) Игра «Что лишнее?»
(слайд 8 )
Что лишнее? Берег- бережок - береговой - берегу. Докажите
VI Физкультминутка
- Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.
- Правая рука. Левая рука . Правая рука, левая рука.
VII. Открытие нового знания.
- Что мы делали с руками? Можно сказать, что мы меняли положение рук?
- Можно менять каждый день платья?
- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?
В словаре русского языка написано, что смена одного другим называется Чередованием.
- А что происходит с буквами и звуками в корнях слов «берега» и «бережок»?
- Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж». Говорят, что в корне чередуются звуки г и ж
VII Усвоение нового материала
а) работа с учебником. Коллективная работа. Выполнение упр. 271.
Один человек у доски.
Друг, дружбу, дружка, друзья.
Как вы понимаете смысл этих пословиц? Обозначьте корень в словах. Попробуйте сами сформулировать правило, что же такое чередование звуков? Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием. (слайд 9)
Учитель Сегодня на уроке мы будем наблюдать. Какие чередования происходят в корнях слов.
б) усвоение правила. Прочитайте правило на стр. 120.
- Похоже оно на то правило, что создали мы?
VIII Первичное закрепление.
а) Фронтальная работа.
- Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга. Какие же бывают чередования?
• - Это что? Рука. У маленького ребёнка - ручка. ( запись на доске и в тетради). (слайд 10)
- Разберём слова по составу. Корни – рук – руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются? К – Ч (подчеркнуть)
• Нога – ножка (аналогично). Г – Ж (слайд 11)
• Ухо – ушко Х – Ш (слайд 12)
• Друг друзья Г - З (слайд 13)
• Свет свеча Т-Ч (слайд 14)
• Возить – вожу З – Ж (слайд 15)
• Ёжик ежи Ё – Е (слайд 16)
На доске вывешивается таблица чередований
- существуют и другие чередования, с ними вы познакомитесь в старших классах.
IХ Самостоятельная работа в группах с самопроверкой.
а)Задание: образовать родственные слова от данных слов. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звуки, которые чередуются в корне.
1группа Петух - …. , сапог - …, снег - …, флаг … .
2 группа Друг - …, пух - …, ель - …, пирог - … .
3 группа Круг - …, ухо - …, писать - …, рука - … .
4 группа Утюг …, луг -…, горох -…, нога -… .
б) Проверка самостоятельной работы
Для проверки даются слова на экране. (слайды 11, 12, 13, 14)
Кто выполнил задание правильно? Как мы это отмечаем? Дети берутся за руки. Проверяем и оцениваем свою работу
Физкультминутка .
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп,
мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два- туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два – привстали, руки кверху все подняли.
Раз-два. Раз-два. Заниматься нам пора.

Х. Включение новых знаний в систему знаний. (систематизация)
а) коллективная работа в группах. Задание: найти в каждой группе слов «лишнее» слово, вычеркнуть его. В оставшихся словах выделить корень, найти согласные, которые чередуются. В листиках работать.
• Сады, рассада, сажа, саженцы.
• Рука, ручка, ручей, ручонка.
• Река, речка, речушка, речь.
• Друг, дружок, другой, друзья.
- Проверка задания. Отвечает один ученик от группы
б) Работа с учебником. Занимательное упражнение. Скороговорка упр. 274 ( слайд 21)
Прочитать медленно, быстро, кто быстрее, с ударением на разных словах.
в) Работа в группах Составление текстов по картинке и опорным словам, употребив слова с чередованиями Класс слушает и называет родственные слова с чередованиями в корне
1. На рыбалке: Пошли, воскресным днём, речка, рыбалка, берег, крутой, нашли, невысокий, бережок поросший, береговая трава, закинули, река, удалась. (слайд 22)
2. На кухне: В выходной день, дружно, стряпали, варили, пирожки, суп, с горохом, салат, готовила, горошек, пирог, вкусные, пекла. (слайд 23)
3. Приход зимы: Пришла, снег, выпал, как белый пух, летит, лёгкий, пушистый, снежинка, ловлю, снежок, укрыл землю. (слайд 24)
4. В лесу: Летним днём, в лес, широкая дорога, привела, дорожка, растут, высокая ель, молодые ёлочки, ёж , через полянку, ежи, шуршат, в кустах.
(слайд 25)
XI Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
Сегодня я узнал, научился, повторил, запомнил(слайд 26)
Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с лёгкостью, вам было интересно, всё у вас получалось, вы повесите на ёлочку голубую снежинку, это значит, свою работу вы оцениваете на “отлично”. (слайд 27)
Если вы затруднялись в каких-то заданиях, вы повесите на ёлочку белую снежинку, это значит, вы оцениваете свою работу на “хорошо”. А если вам было на уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда на ёлку вешаете красную снежинку. Сигнал о помощи друзей.

Посмотрите, какая голубая наша ёлочка. А это значит, что работали вы все очень хорошо, и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 3-А класс. Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! Подарите наших волшебных зайчиков гостям вместе с пожеланиями. (слайд 28)
Презентация на тему: Чередование звуков в корнях слов

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 3 класс, УМК "Школа России" Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Имя прилагательное Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Правописание букв безударных гласных в корн Конспект урока русского языка с презентацией, 3 класс. Правописание безударных гласных в корне слова
Разработка занятия внеурочной деятельности в начальной школе. Тема: Речевой этикет
Опубликовано: 1594 дня назад (8 января 2018)
Просмотров: 3373
+2
Голосов: 2
Елена Борисовна Жданова # 9 января 2018 в 16:11 +1
Хорошая подробная разработка урока, учтены возрастные особенности обучающихся, подобраны разнообразные задания на повторение, закрепление, формирование практических навыков по теме урока, еще понравилась яркая презентация. Единственное, на что хотелось бы обратить ваше внимание, это формулировка цели урока - она должна быть одна, а у вас это три основных задачи урока: образовательная, развивающая и воспитательная. Успехов вам в работе!
Любовь Николаевна Вавилова # 9 января 2018 в 17:01 +1
Любовь Фёдоровна, большое спасибо за урок! В разработке урока использованы различные педагогические технологии. Интересно проведена работа со словарными словами. Творческих успехов Вам, глубоких и прочных знаний Вашим детям!