Конспект занятия внеурочной деятельности. Тема занятия: Речевой этикет. Слова выражения просьбы, благодарности.
Цель занятия: формировать у детей навыки культурного поведения
Задачи: познакомить со словами выражения просьбы, благодарности, их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. Учить употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения, научить грамотно составлять обращение с просьбой и благодарностью; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы и благодарности; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения; развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Поприветствуем друг друга улыбками. Поприветствуем наших гостей.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Вежливости. Мы с вами уже побывали в гостях в городе Приветствия. Давайте вспомним его жителей. (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи, привет). (слова столбиком вывешиваются на доске)
Вспомним жителей города Прощения (Извините, простите, я очень сожалею, я не хотел вас обидеть). (слова вывешиваются на доске)
-На уроке мы познакомимся и, я уверена, подружимся с жителями городов Просьбы и Благодарности. Какой должна быть наша речь при общении с новыми знакомыми? (правильной, краткой, точной, выразительной, вежливой). Чтобы нам к этому подготовиться, проведём речевую разминку.
II. Речевая разминка
а) Артикуляционные упражнения.
-А теперь подготовим к работе язычок. Вы любите сказки? Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке?
1) Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Вот такой. (положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал)
2) Посмотрел язычок на небо, есть ли на нем солнышко. Вот так.
(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)
3) Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?
(высунуть язык, стараться коснуться подбородка)
4) Тогда веселый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошел чистить свои зубки. Верхние, а потом нижние справа-налево и сверху вниз.
5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. Вот так.
(быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно)
б) Массирование горла.
- А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придется работать на уроке.
(поглаживание руками горлышко)
в) речевая зарядка.
-Какое радостное событие вас ожидает через день? Правильно, у вас начнутся каникулы. Давайте скажем фразу СКОРО КАНИКУЛЫ по-разному
- Восхищаясь, радуясь;
- Спрашивая, удивляясь;
- Огорчаясь, ведь на целую неделю вы расстанетесь с друзьями и учителем;
- Спрашивая, чтобы уточнить.
г) Дыхательные упражнения
- После речевой зарядки нужно восстановить дыхание. На одном выдохе изобразите жужжание пчелы ж-ж-ж, завывание ветра в-в-в, шелест камыша ш-ш-ш.
- Сегодня наш урок посвящен вежливости. Говорить правильно и внятно — одно из правил вежливости. Мы будем учиться
ВНЯТНО
ПРАВИЛЬНО
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
говорить «волшебные», вежливые слова.
III. Восприятие и усвоение материала урока
1) Усвоение теоретического материала. Работа в группах.
- Дети, мы стоим у ворот города Благодарности. Мы сможем войти в город только после того, как соберём из букв рассыпавшиеся вежливые слова
(Слова: простите, благодарю, извините, пожалуйста, здравствуйте).
- Вот мы и в городе. Как вы думаете, когда говорят слова благодарности? А какие это слова? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, Я ВАМ БЛАГОДАРЕН, ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫ) (слова вывешиваются на доске)
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
2) Историческая справка о слове «спасибо».
“Слово “спасибо” известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь “спасибо” - новое слово. В конце второго слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.
3) анализ ситуаций и решение задач
- У славян во время свадьбы есть такой обряд: невеста должна поблагодарить всех, кто пришел поздравить ее, потому что она выходит замуж и всё, что было до этого, больше не повторится. Это песня:
Где бы я не ходила, куда бы я не шла
Я бы своей мамочке благодарная была:
Благодарю, тебе, мама, что будила меня рано,
Больше не будешь, не будешь!
а)Благодарить можно не только на свадьбе, во время праздника, но и в повседневной жизни. Главное, чтобы было кого благодарить и за что. Вы тоже сегодня попробуете сказать слова благодарности всем, кто этого заслуживает. Начну сначала для примера я. Я благодарю гостей за то, что они нашли время побывать у нас на уроке. Я говорю вам, дети, спасибо, что вы активно работаете на уроке.
(говорят дети) Следует поблагодарить природу за то, что только благодаря ней человек появился на свет.
Мы обязательно должны быть благодарными родителям, учителям, друзьям, бабушке, сестре.
б) решение ситуаций с помощью рисунков: кто кого за что благодарит.
4) Чтение и обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского « Для чего говорят "спасибо"?
По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей,- сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
- Вы зачем сказали ручью "спасибо"? - спросил он дедушку. - Ведь ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы "спасибо" не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит "спасибо"? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете. К какому выводу пришёл мальчик? Для чего говорят спасибо?
- Перечислите всех, кого поблагодарил мальчик после разговора с дедушкой.
Физкультминутка
При помощи мимики, жестов и движений будете отвечать на мои вопросы:
- Как живёте?
- Как идёте?
- Как бежите?
- Как поёте?
- Как плывёте?
- Как летите?
- Как сидите?
5) Усвоение теоретического материала
Я думаю, мы теперь всегда будем дружить с жителями города Благодарности. Но нам предстоит ещё побывать в городе Просьбы. Как вы думаете, а какие слова тут живут?
ПОЖАЛУЙСТА, ПРОШУ ВАС, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ
А как их надо говорить? Об этом мы узнаем у героя рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»
Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми
- Ребята, вы догадались, о каком волшебном слове шла речь?
А как надо говорить такие слова? Сейчас мы попробуем решить различные ситуации, используя вежливые слова. Поработаем в парах, разыграйте ситуацию
6) анализ ситуаций и решение задач ( в парах)
- Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать вам ручку или карандаш;
- Обратитесь к прохожему и узнайте у него, который час;
- Обратитесь к маме с просьбой купить вам игрушку;
- Вы едете в автобусе. Попросите пассажира передать деньги за проезд водителю;
- Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб;
- Обратитесь к библиотекарю и попросите интересную книгу;
- Школьный буфет. Попросите у Нины Ивановны добавки салата;
- Обратитесь к прохожему и узнайте, как вам доехать до Луганска;
- Попросите бабушку почитать вам книгу перед сном.
IV. Итог урока
- Молодцы, я вижу, усвоили вежливые слова. Давайте поиграем и ещё раз всё повторим.
1)Риторическая игра.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…… (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (до свидания)
- Я очень рада, что вы знаете вежливые слова
2) Игра «Узнай голосок»
Круг. Водящий в центре круга с закрытыми глазами.
Один из игроков выкрикивает слова приветствия, прощания: ЗДРАВСТВУЙ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ДО СВИДАНИЯ, ВСЕГО ХОРОШЕГО. Водящий отгадывает.
3) инсценизация стихотворения
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
1. Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
ЗА ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО.
2. В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой!
Кассир - Подходите, Ежик, Ежик!
Вам билет? В каком ряду?
Ёжик - Мне — поближе: Плохо вижу,
Вот спасибо! Ну, пойду.
Говорит овечка:
Овечка - Мне — одно местечко!
Вот мое БЛАГОДАРЮ
Доброе словечко.
Утка: - Кряк!
Целый ряд
Для меня и для ребят!
И достала Утка
ДОБРОЕ УТРО.
А Олень:
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места
Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!
Коза - Просим! Просим!
Нам билетов — 8! 8!
Просим восемь
Козам, лосям!
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим!
3. Отпихнув старух,
Стариков барсуков ...
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
Мишка - Касса, выдай мне билет!
Кассир - Ваше вежливое слово!
Мишка - У меня такого нет!
Кассир - Ах, у вас такого нет!
Не получите билет.
Мишка - Мне — билет!
Кассир - Нет и нет.
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ.
4. Ничего кассир не дал!
Косолапый зарычал
И ушел со слезами.
- Какими словами расплачивались звери за билет?
- Почему заплакал Миша?
- Вы хотите, чтобы он попал в театр?
- Что для этого нужно сделать, как вы думаете?
- Научим Мишку вежливым словам?
- Сегодня мы вспомнили слова - выражения просьбы и благодарности.
Большое вам спасибо за урок. Своё настроение от урока мы покажем мимикой и жестами
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечная беседа на тему: Этикет, 3-4 класс
Сценка по правила этикета для начальной школы
Сказка для изучения темы "Этикетные слова"
Внеклассное занятие с презентацией по культуре речи: Речевой этикет, 9 класс
Похожие статьи:
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет