Конспект родительского собрания "Наши ручки помогают говорить". Младшая группа
Автор: Харчикова Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ "ЦРР "Зорька" Детский сад №16"г. Железногорск
Описание работы: Родительское собрание "Наши ручки помогают говорить". Данный материал предназначен для воспитателей и родителей младшей группы. Содержание материала: закономерности развития речи детей 3-4 лет, причины недоразвития речи. упражнения и игры по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.
Родительское собрание «Наши ручки помогают говорить»
Цель: Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей.
Задачи:
Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Приобщать родителей к сотрудничеству и единым требованиям детского сада и семьи в вопросах здоровья, воспитания и обучения детей.
Предварительная работа:
Подготовка средств для развития мелкой моторики для проведения мастер-класса. Оформление выставки по теме (папка-передвижка, книги, пособия, оборудование, игры).
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка собрания:
1. Вступление. Игра с родителями.
2. Вопросы родителям.
3. Теоретические аспекты..
4. Мастер-класс.
5. Совместная деятельность родителей и детей.
6. Подведение итогов
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для нашей встречи. А начать её хотелось бы с игры «Да. Нет» Я буду говорить фразу, а вы её закончите словом да, или нет.
Крикните хором друзья, деток вы любите?(да)
Пришли на собрание. Сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь?(нет)
Мы вас понимаем господа.
Проблемы детей решать нужно нам?(да)
Дайте нам тогда ответ, Помочь откажитесь нам, нет?
Последнее спросим мы, Активными будете вы? (да)
А активность нам нужна при обсуждении сегодняшней темы «Наши ручки помогают говорить или развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
(вопросы родителям)
И так, что же такое мелкая моторика рук? Как вы это понимаете? Почему она так важна? Как вы можете объяснить высказывания великих мыслителей:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Всё верно. А, теперь поднимите руки, кто знает, как происходит развитие моторики? У кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук?
Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
Мелкая моторика развивается естественным путём, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится дотягиваться до предмета , хватать его, удерживать, стучать , бросать, кусать. После появляются новые навыки перекладывания предмета из руки в руку, потом учится правильно держать ложку, кружку, кисточку, карандаш и т. д.. Движения постепенно усложняются и к трём годам они становятся похожи на движения взрослого человека. Дети могут снимать и надевать просторные вещи, пытаются рисовать, лепить, вырезать, строить, активно играют с игрушками. На фоне такого активного двигательного развития, развитие речи происходит не так быстро. Рука, как бы созревает раньше и тянет за собой развитие речи. Так как в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Наблюдается прямая зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если двигательные навыки в пределах нормы, то и речь соответствует возрасту, и интеллектуальное развитие в порядке. Значит ли, это, что у ребёнка с хорошим развитием моторики, достаточно развита речь? Конечно, не всегда. Так как развитие речи зависит от многих условий. Необходимо с ребёнком много и активно общаться в быту, вызывать его на разговор, стимулировать речь вопросами и просьбами, читать книги, рассказывать обо всём , что его окружает, показывать картинки, и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. За последние 5-10 лет уровень речевого развития у снизился. Наблюдается три группы детей. В первой группе отсутствует речь совсем, во второй говорят всего несколько слов, в третьей говорят фразами, но невнятно, с ошибками. Причины могут быть разные: родители слишком заняты на работе, на занятия с детьми дома не остаётся ни времени, ни сил, современные игрушки, одежда слишком удобно устроены, дети слишком рано начинают увлекаться компьютерами. Отношение родителей к проблеме тоже не однозначно. Одни тревожатся, что-то делают, другие говорят, что со временем сам заговорит. Конечно, заговорит когда-нибудь, но на тот момент норма будет уже совершенно другая, и будет наблюдаться отставание в речевом развитии от сверстников. Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-5 лет,
следует предложить им выполнить несколько заданий:
1.Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3.Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4.Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами(указательным и средним).
5.Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки,
6.Срисовать домик с несложными элементами: окно, дверь, труба, ступеньки.
7.Соединить рисунок по точкам.
8.Заштриховывать фигуру не выходя за границы.
9.Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений , то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.
Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, прокатывание ореха между пальцами, удерживание ореха между растопыренными пальцами.
4.Массаж ладоней щёткой, перебирание бус.
Пальчиковые игры
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.
Ой лады.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши, поворачивая голову вправо,
Не боимся мы воды влево, поглаживать личико круговыми движениями
Чисто умываемся вытянуть руки вперёд, улыбнуться).
Маме улыбаемся!
Ручки.
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину, оглядеться по сторонам
Где вы рученьки мои? показать руки, несколько раз ритмично сжать
Раз, два, три, четыре, пять, и разжать руки).
Показались мне опять!
Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. ( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. каждого пальца немного надавлива).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потостел.
Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!
Зайка
Зайка серенький сидит и (пальцы правой руки, указательный и
Ушами шевелит большой выпрямлены и слегка согнуты,
остальные прижаты к ладони).
Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
Выкладывание из палочек различных фигур.
Рисование изображения с помощью клея и крупы.
Рисование по пластилиновому фону горохом.
Вырезание. Работа с ножницами.
Раскрашивание.
Шнуровка.
Мозаика. Пазлы.
Складывание разрезных картинок.
Складывание картинок из геометрических фигур.
Пальчиковый театр.
Оригами.
Дидактические игры: «Помоги Золушке разложить семена», игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».
И так, подведём итог. Кроме того, что развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи, в психическом развитии детей. Также, на ладони множество биологически активных точек, воздействуя на которые вы нормализуете деятельность внутренних органов, и самое главное, играя, в подобные игры по 5 минут каждый день со своим ребёнком вы прекрасно его развлечёте и проведёте с ним время в любом месте.
А теперь, я вас приглашаю на практике попробовать упражнения, которые развивают детские ручки.
(родители вместе с детьми выбирают пособие по развитию моторики и упражняются)
Ну, что же остаётся поблагодарить вас за внимание. Поднимите, пожалуйста, руки, кто, что-либо узнал новое или чему-нибудь научился.
Спасибо.
Похлопайте в ладоши, кому было здесь интересно.
Спасибо.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Первое родительское собрание в группе раннего возраста
Родительское собрание в 1-й младшей группе. Конспект
Конспект родительского собрания во второй младшей группе
Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: Новый год
Похожие статьи:
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе
Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук